Самые далекие от истины пропагандистские штампы и
идеологемы опираются на сухие цифры статистики. Тем более тщательно следует
оценивать возможный общественный резонанс, когда речь заходит о данных переписи
населения. Свои предложения по корректировке некоторых подходов к проведению и
обработке результатов Всероссийской переписи населения 2002 года высказывает
директор Института этнологии и антропологии Российской академии наук, профессор
Валерий Тишков.
В связи с принятием 27 декабря 2001 г. Закона "О
Всероссийской переписи населения" считаю необходимым внести коррективы в
подготовку и проведение этой важнейшей государственной акции 2002
года.
Главное в переписи - это то, о чем собираются сведения и какова их
государственная, общественно-политическая и научная значимость. Содержание
вопросника в нынешнем его виде недостаточно отражает важнейшие стороны жизни
современного российского общества и потребности эффективного управления им. Со
ссылкой на необходимость преемственности и даже на выборочно принятые
международные рекомендации вопросник переписи составлен архаично. Нынешний
вопросник, фактически повторяя вопросник последней советской переписи 1989 г.,
не сможет отразить ряда важнейших преобразований российского общества: он
содержит установку на воссоздание образа бедной страны, переживающей
демографическую катастрофу, с неясным этнокультурным и языковым составом
населения - иными словами, своего рода не самоопределившегося
государства.
Кого переписывают?
Единственной и неудачной
новацией переписи 2002 г. является установка переписывать только одну категорию
населения, так называемое постоянное население со сроком проживания в
стране не менее 12 месяцев (в переписи 1989 г. этот срок составлял шесть
месяцев). Это решение, возможно, принято под воздействием длительно
прогнозировавшегося Госкомстатом глубокого демографического кризиса в России с
расчетом на полвека, а также под воздействием антииммигрантских установок.
Между тем в ходе именно этой переписи крайне необходимо учесть так
называемое непостоянное население, составляющее не менее 2-3 миллионов
человек, из которых подавляющее большинство рано или поздно станет гражданами
России. Именно эта часть временных жителей-иммигрантов вместе с примерно 3
миллионами зарегистрированных и окончательно осевших в России компенсирует
сокращение численности населения страны в результате отрицательного
естественного роста. Поэтому крайне важно знать состав, расселение и другие
характеристики этой категории населения, как бы трудно ни было их получить.
Жители бывшего единого государства СССР еще долго будут мигрировать по его
территории, и у России есть возможность забрать часть культурно близкого
населения из постсоветских государств. Это предпочтительнее, чем завозить
мигрантов из Китая, других стран Азии и тем более Африки. Потребность в этом
будет сохраняться не менее полувека. Иммигранты - важнейший источник развития
страны, прежде всего экономического, а кроме того, социально-культурного. Это и
вопрос безопасности, но трактуемый не с точки зрения противников иммиграции в
Россию.
Таким образом, следует хотя бы вернуться к принципу переписи 1989
г., что даст возможность зафиксировать пребывание в стране не менее миллиона
человек, которые в середине октября еще остаются в России, приехав весной для
выполнения строительных работ или торговых операций. Сюда же попадут осевшие в
стране иммигранты, последний срок постоянного проживания которых в России
составляет менее 12 месяцев. Их дети ходят в российские школы, и сами они
работают в России, в том числе и на государственных предприятиях. Тогда почему
они не попадут в "основную категорию" населения страны? Лет через 15-20 именно
прибывшие в 1990-е гг. и их дети будут составлять наиболее динамичную часть
населения России, и унижение переписью 2002 г. обязательно припомнят
отторгающему их ныне обществу.
Как переписывают?
Закон
определяет участие в переписи как важнейший общественный долг гражданина и
жителя страны, но эта запись совсем не гарантирует выполнения основного условия
проведения переписи - ее всеохватности. Перепись 2002 г. будет проходить в
других общественно-политических условиях и в стране с другим уровнем жизни, чем
перепись 1989 г. Десятки миллионов граждан реализовали свое право на частную
жизнь и дополнительные средства тем, что не только улучшили убранство своих
квартир и домов, но и установили десятки миллионов металлических дверей, через
которые будет не просто проникнуть переписчику. Более того, в октябре миллионы
граждан, особенно в южных регионах, продолжают жить в загородных домах или на
дачных участках, и их городские квартиры пустуют. Перепись может недосчитать с
десяток миллионов жителей, учитывая, что в стране - 40 миллионов земельных
участков, и немногим меньше семей имеют жилищные постройки, пригодные для
сезонного или круглогодичного проживания. Как снизить этот неизбежный недоучет
населения, ведь это огромная проблема, не говоря уже о том, что непереписанные
дачи, но тщательно описанные остатки коммунальных квартир (на это отводится
почти четверть пространства опросного листа!) создадут такой образ населения,
который не соответствует реальному жизненному уровню. Данные о сохраняющихся
коммунальных квартирах можно получить в органах, собирающих сведения об
очередниках на жилье, и нет нужды тратить огромные средства, задавая в принципе
пустой вопрос. В современной России гораздо больше "многоквартирных" жителей,
чем жителей коммуналок. Даже в Белоруссии недавняя перепись обнаружила почти
четверть миллиона владельцев нескольких квартир.
Пустыми являются три
вопроса о родном языке, о знании русского языка и о владении другими языками
(инструкцию к последнему из трех вопросов невозможно понять даже профессору!).
Такие вопросы имело смысл задавать в СССР, где почти 20 миллионов жителей
Средней Азии не говорили на русском языке или плохо его знали. Сейчас в России
вопросы о языке следует задавать в современном и в более практичном ключе: язык
детства (или материнский, родной язык), язык домашнего общения и язык общения на
работе. Эти вопросы просты для понимания, на них будут даны ясные ответы, важные
для определения политики государства в информационно-языковой и образовательной
сферах. Именно так спрашивают в переписях других стран мира, включая страны
бывшего СССР. Почему Госкомстат отошел от практики промежуточной переписи 1994
г. и вернулся к вопроснику переписи 1989 г. - непонятно. Ответы на ныне
предлагаемые вопросы о языке не дадут ничего, кроме путаницы и явного занижения
доли носителей русского языка как родного и основного для населения страны.
Есть еще одна проблема. Хорошо известно, что село "перепишется" более дружно
и дисциплинированно, чем город. Это всеобщая закономерность. Но в России она
может обрести серьезные этнополитические проекции. Если в той или иной
республике в сельской местности проживает главным образом так называемое
"титульное" население, а в городах - русские и другие "нетитульные", тогда
непроизвольно произойдет перекос этнического состава в пользу менее
урбанизированных этносов. И без того сложная ситуация в ряде республик с
узурпацией власти и других престижных позиций в пользу "титульного" населения
получит благодаря переписи дополнительный аргумент в пользу этнократического
правления.
Замысел осуществить перепись федеральными органами власти и за
счет федеральных средств, так же, как и идея привлечь студентов в качестве
переписчиков, вполне оправданны. Но реально проводить перепись и даже
осуществлять первичный ввод материалов будут местные органы власти. И это
внушает определенные опасения. При всем желании даже на самом первичном уровне
сбора информации трудно будет соблюсти нейтральность. Такие опасения
небеспочвенны, о чем свидетельствует уже проявившаяся реакция на вопросы об
этническом составе населения. Не лучше ли поставить проведение переписи под
более жесткий контроль ППП в федеральных округах, а состав переписчиков и
обработчиков данных в республиках сделать более сложным и самоконтролируемым?
Сколько народов живет в России?
Обсуждение
законопроекта "О Всероссийской переписи населения" накануне его принятия в
первом чтении 29 ноября 2001 г. началось с нервных требований некоторых
депутатов предоставить "список народов" и с необоснованных заявлений, что в этом
списке заложен некий замысел "раздробить народы, чтобы потом их ассимилировать"
(депутат Ф. Сафиуллин). Попытаемся разъяснить некоторые действительно важные
вопросы, связанные с фиксацией этнического состава населения в предстоящей
переписи.
Подготовленный Институтом этнологии и антропологии РАН по заказу
Госкомстата России "Перечень национальностей для разработки материалов
Всероссийской переписи населения 2002 г." - это рабочий документ, который будет
использован только при обработке уже полученных материалов. Этот список не носит
окончательного характера и не требует никакого законодательного утверждения.
Перечень содержит 156 категорий учета и 23 подкатегории. По сравнению с
переписью 1989 г., в нем на 28 названий больше, но на самом деле - больше почти
на 60, ибо из этого списка исключены такие "народы России", как, например,
австрийцы, американцы, англичане, испанцы, кубинцы, французы и т.д. (всего около
30 названий). Их включение неоправданно расширяло список за счет небольшого
числа проживающих в стране граждан, главным образом иностранных. К тому же
значительная их часть уехала из страны за последнее десятилетие (испанцы,
кубинцы и т. п.) или же после распада СССР осталась за границами России.
Ожидается, что перепись 2002 г. отразит более сложную и более современную
этнокультурную мозаику России. Это отвечает требованиям 26 статьи Конституции
РФ, международно-правовым нормам и рекомендациям, предусматривающим
противодействие ассимиляции и дискриминации, особенно малых этнических групп
населения.
Обновленные подходы к регистрации данных об этносах и языке
представляют собой определенный компромисс между потребностью сохранить полезную
преемственность с предыдущими национальными переписями и необходимостью отразить
новые, возникшие в период глубоких трансформаций последнего десятилетия
этнические диспозиции, а также между более чувствительным и современным
пониманием этнического феномена и инерцией общественного менталитета. Мощное
влияние политических интересов и эмоций наряду с резонным консерватизмом
переписных процедур делают нереальным осуществление "идеального" с точки зрения
науки подхода к переписи, по крайней мере, применительно к данным сюжетам.
Список национальностей и языков для переписи 2002 г. был подготовлен
исключительно для удобства обработки полученной информации, основанной на
личностном выражении. Такие списки готовились и к предыдущим переписям для
облегчения выделения групповых этнических принадлежностей среди разного рода
локальных, клановых, религиозных, диалектных и других идентификаций. В этой
процедуре содержатся элементы предписания и ограничения, но это "внешнее
вмешательство" в российской переписи намного меньше, чем во многих других
переписных практиках, и оно не столь мотивировано, как мы надеемся,
идеологическими и политическими соображениями, как это часто бывало в советских
переписях.
Имеются три основных инновации в списке национальностей: а) нет
иерархии в группировке национальностей ("в основном проживающие", "северные
малочисленные" и т. п.); б) заметно увеличено (со 128 до 156) число "признанных"
категорий, чтобы исправить предыдущую политику отрицания и непризнания в
отношении определенных культурно, языково отличающихся групп населения; в)
частично признана "вертикальная" множественная этническая идентичность через
регистрацию примерно трех десятков дополнительных категорий учета внутри более
крупных национальностей. И наконец, новая "этническая номенклатура" исправляет
ошибки в названиях нескольких малочисленных групп и дает значительно расширенный
и обновленный перечень территорий преобладающего проживания в России (не только
на уровне республики или области и края, но также административного
района).
Список языков также включает некоторое число инноваций, основанных
на недавних исследованиях и современной динамике языковой ситуации: некоторые
языки показаны как диалекты, некоторые бывшие диалекты - как отдельные языки,
некоторые языки не включены в перечень по причине ошибочности предыдущей записи
или исчезновения языка (точнее, его носителей на территории РФ). Определенные
экстраязыковые факторы повлияли на составление списка языков, включая меняющийся
языковой репертуар и установленные в региональных конституциях правовые
нормы.
Перепись 2002 г. в России - шаг вперед в процессе демократизации и с
точки зрения современной науки, но в этом направлении еще потребуются усилия,
хотя бы к переписи 2012 г. Вопрос кардинального значения - это признание не
взаимоисключающей сложной этнической принадлежности "горизонтального" характера
(например, "русский еврей" или "татарин-башкир") или отсутствия таковой в пользу
гражданских (региональных) идентичностей ("россиянин", "дагестанец",
"татарстанец"), которые также культурно значимы и могут сосуществовать друг с
другом и с этническими идентичностями. В 2002 г. такая процедура оказалась
преждевременной. Однако "вертикальная" двойная идентификация в ряде случаев
будет возможной, чтобы обеспечить самовыражение и не разрушать в то же время
более крупную общность. В Поволжье, например, в составе мордвы будут посчитаны и
выделены в подгруппы мордва-эрзя и мордва-мокша, в составе марийцев - горные
марийцы и лугово-восточные марийцы, в составе татар - мишари и астраханские
татары.
Коснусь специально только одного острого вопроса о татарах, чтобы не
разжигать напрасные страхи и предостеречь политиков и активистов от
преждевременных заявлений. Татары - исторический термин, использовавшийся в
России для обозначения любых групп тюркоязычного населения, а в некоторых
случаях даже немусульманских тюркоязычных групп восточного происхождения.
Значительное число этнических общностей, именовавшихся в прошлом татарами, в
разные периоды российской истории стали именоваться иначе и фигурировать в
качестве самостоятельных единиц учета в переписях. Например, кузнецкие татары
были учтены как шорцы, чулымские татары - сначала как хакасы, а в переписи 2002
г. будут учтены как чулымцы. Ряд групп Северного Кавказа, носивших прежде
наименование "татары", уже давно стали самостоятельными народами (карачаевцы,
балкарцы и другие). Этот процесс продолжается и поныне. Так, в переписи 1989 г.,
по требованию крымских татар, они были выделены в самостоятельную категорию
учета. Аналогичные требования были выдвинуты сибирскими татарами и кряшенами в
период после переписи 1989 г. В переписи 1926 г. было зафиксировано около 260
тысяч кряшен, а после их насильственно переписывали как татар. Если сейчас
кряшены назовут себя именно так - значит, у них будет возможность считаться
отдельной группой.
В то же время некоторые формы возможной идентификации
части тех, кого до этого записывали татарами, будут учтены как подгруппы внутри
татар. Мишари и астраханские татары (а среди астраханских есть еще юртовские и
алабугатские татары!) обладают достаточно отчетливой культурной и языковой
спецификой (лингвисты выделяют язык астраханских татар в качестве
самостоятельного и отмечают значительную специфичность мишарского диалекта;
кстати, мишари в переписи 1926 г. фиксировались как отдельный народ).
Предлагаемый вариант перечня позволяет учитывать эти две группы как субкатегории
в составе татар.
Только ли одни татары становятся жертвами "разукрупнения"?
И как к этому относиться? Почти все выделенные малочисленные группы появляются
за счет более многочисленных. Иначе и быть не может. Как отдельные группы в
список включены бесермяне, которых до этого записывали удмуртами; сойоты,
считавшиеся бурятами; водь и камчадалы, которых приписывали к русским. В
численном отношении больше всех потеряют алтайцы, отдельно от которых теперь
будут учитывать теленгитов, телеутов, тубаларов (когда-то их называли "черневыми
татарами"), кумандинцев и челканцев. Алтайцы, кстати, воспринимают это спокойно.
Но, пожалуй, самое серьезное и обоснованное "разукрупнение" предстоит пережить
аварцам, из которых в ходе переписи выделятся (если - опять же - они того
пожелают) около десятка так называемых андо-цезских народов (андийцы, ахвахцы,
ботлихцы, цумандинцы и другие).
Силой не удержишь! Чем больше будет
ассимиляторских амбиций более многочисленных народов в отношении малых групп,
тем больше будет сопротивление. Поэтому не стоит политизировать данный вопрос.
Татары все равно останутся вторым по численности народом России, ибо к этой
группе добавятся в переписи 2002 г. многие из тех россиян смешанного
происхождения, которые записывались до этого русскими или
украинцами.
"Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего
предупреждения конфликтов", # 40, ноябрь-декабрь 2001(полные тексты бюллетеней -
www.eawarn.ras.ru ).
Источник:
© Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000.
Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-4102 от 7
сентября 2000 года. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на
http://www.strana.ru/ обязательна.
Информация о проекте: mail@strana.ru · Реклама на сайте: ad@strana.ru · Создание и поддержка:
ФЭП, 2000 · Хостинг: Телеком-Центр.