"Демография на пороге 2000 года"
Международный опрос экспертов

Вопросник: русская версия


Спасибо, что Вы выбрали  Web версию вопросника.

Прежде всего, -- несколько советов относительно того, как его заполнять.

В русской версии нашего вопросника встречаются четыре типа вопросов.

  1. Вопросы с несколькими подсказками, из которых Вы можете выбрать только одну. В этих вопросах поля для выбора имеют вид маленького кружочка. Щелкните мышью по тому кружочку, который соответствует вашему выбору, и в нем появится точка. Выбор сделан.

  2. Вопросы с несколькими подсказками, из которых Вы можете выбрать несколько и даже все, если это соответствует вашему мнению. В этих вопросах поля выбора представлены в виде маленького квадратика. Щелкните мышью по тем квадратикам, которые соответствуют вашему выбору, и в них появится галочка. Выбор сделан.

  3. К третьему типу вопросов относятся те, для ответа на которые Вам надо написать текст, например, ваше имя, адрес электронной почты, или же указать нечто особенное, что не предусмотрено набором готовых подсказок. В этом случае поставьте курсор в текстовое поле и пишите, как Вы это делаете обычно. Весь текст располагается в виде одной строчки, длина которой ограничена.

  4. Наконец, последний тип - это открытые вопросы. Ответ на них вписывается в текстовое поле, так же, как и в вопросах предыдущего типа, но текст может быть расположен в несколько строчек. Для перехода на новую строку нажмите клавишу "Entr" на вашей клавиатуре. Длина текста комментариев также ограничена.

Для перехода от одного вопроса к другому используйте мышь или стрелки на клавиатуре.

Заполнив формуляр, отправьте его нам, нажав на кнопку в самом конце вопросника. Все ваши ответы автоматически будут записаны в общую базу данных нашего обследования. Обезличенные индивидуальные данные будут бесплатно доступны любому участнику обследования для исследовательских целей некоммерческого характера.

Наш формуляр контролирует качество ответов на вопросы в момент его отправления. Если Вы забудете ответить на обязательный вопрос или допустите ошибку при печати ответов на некоторые текстовые вопросы, то формуляр укажет Вам на эти неточности и попросит внести необходимые исправления.

ball4.gif (995 octets) Эта маленькая мигающая лампочка указывает вопросы, ответы на которые обязательны.

А. Немного информации о вашем профессиональном пути.

ball4.gif (995 octets)Укажите, пожалуйста, вашу ФАМИЛИЮ

и ваши Имя и Отчество

Эта информация необходима нам исключительно для того, чтобы идентифицировать отдельные части вопросника и контролировать выборку. Мы гарантируем, что она не может быть использована никаким другим образом.

Укажите адрес вашей электронной почты
(если он у Вас есть)

Желаете ли вы, чтобы мы информировали Вас
о результатах обследования по электронной почте

    Да         Нет

ball4.gif (995 octets)  А1. Укажите год вашего рождения?     1 9  Впишите две цифры

ball4.gif (995 octets) А2.. Ваш пол?  

мужской                женский

ball4.gif (995 octets)  А3. Укажите, пожалуйста,..   

Вы можете использовать буквы, пробелы и тире в названиях стран

1. Страну, в которой Вы родились ?

2. Страну, в которой Вы обычно осуществляете вашу профессиональную деятельность?

3. Зарубежную страну, в которой Вы пребывали более года для профессиональной деятельности ?
(если это имело место)

ball4.gif (995 octets)  А4. На каких языках в основном Вы пишете ваши работы?

                 Вы можете вписать только один язык в одно поле для ответа
Исключительно на  
В основном на  
А также и на

на

 ;   на;

  и на

А5. Каков основной профиль вашего базового высшего образования, включая специализацию в аспирантуре, и по какому профилю Вы работали в течение 5 последних лет?

Возможно несколько ответов: щелкните мышью по подходящим ячейкам

Дисциплины базового образования Профиль работы в последние пять лет

 1. Демография

  2. Математика и статистика

  3. Актуарные науки и страхование

  4. Социология

  5. Политические науки, государственное управление

  6. Экономика

  7. Торговля, маркетинг, внутрифирменное управление

  8. Информатика

  9. Психология, социальная психология

10. Право

11. История

12. Предыстория, палеонтология

13. География

14. Социальная антропология, этнография

15. Урбанизация, территориальное развитие

16. Медицина, эпидемиология

17. Биология, биометрика, физическая антропология

18. Генетика

19. Науки об окружающей среде, экология

Другие дисциплины: укажите

 

ball4.gif (995 octets) А6. Когда Вы получили ваше базовое высшее образование?
(укажите период обучения, исключая учебу в аспирантуре и докторантуре)
1) укажите 1999 в качестве завершающего года, если Вы еще продолжаете учиться;
2) если ваше обучение прерывалось, используйте вторую строку для ответа

Между 19 годом и 19 годом     Дополните год двумя подходящими цифрами

и

между 19 годом и 19 годом, если учеба прерывалась

ball4.gif (995 octets)  А7. В какой стране (странах) Вы обучались?

                                       Вы можете указать несколько стран, отделяя их точкой с запятой " ;"

А8. Как Вы могли бы охарактеризовать ваш профессиональный путь с самого его начала?

Вы можете выбрать только одну строчку из предлагаемого набора

1.Вы начали с демографии, а затем другие дисциплины вошли в круг ваших интересов

2.Вы пришли в демографию из другой научной дисциплины

3.Вы всегда занимались в основном демографией

4.Вы всегда связывали демографию с другими дисциплинами

5.Демография никогда не была основной дисциплиной в вашей работе

6.Другое (укажите) 

 

Если Вы выбрали ответ 1 или 2 в предыдущем вопросе:

А9.  то укажите, когда это произошло?

 Около 19  года   

А10. Была ли у Вас возможность в течение последних 5-ти лет провести демографическую экспертизу проекта, который не был демографическим по своей сути?

       Да           Нет 

А11. Если Да, то в какой области? 

А12. ....и для какой организации?    Можно выбрать несколько ответов

  1. Органы государственной статистики
  2. Научно-исследовательское учреждение (центр, институт, лаборатория и проч.)
  3. Университет
  4. Администрация национального или федерального уровня
  5. Местная администрация
  6. Международная организация
  7. Неправительственная организация
  8. Частное учреждение, фонд
  9. Организация другого типа: укажите...       

А13. 

Обычно Вы определяете себя как "демограф"?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Если НЕТ, то

A14. Как Вы предпочитаете себя определять?

1. Преподавание  %
2. Исследования  %
3. Экспертиза  %
4. Административная работа  %
Другая деятельность :
 %

Итого:

1 0 0  %

А15. Как, в общем и целом, распределяется годовое время вашей работы между следующими видами деятельности?

в процентах, округленно до целых,
так, чтобы сумма не превышала 100%

А16. В какого типа организациях Вы работаете в настоящее время и/или работали 10 и 20 лет назад?

Возможны несколько ответов

В настоящее время
(в 1998-99)

10 лет назад
(в 1988-89)

20 лет назад
(в1978-1979)

1. Органы государственной статистики

2. Научно-исследовательское учреждение

3. Университет (ВУЗ)

4. Администрация национального или федерального уровня

5. Местная администрация

6. Международная организация

7. Неправительственная организация

8. Частный фонд, учреждение

9. Частное предприятие

10. На пенсии

11. Учащийся (учащаяся)

12. Независимая деятельность

13. Не относится: в то время еще не работал(а)

 Европа

 Северная Америка

 Япония

 Австралия, Новая Зеландия

Латинская Америка

 Африка

 Средний и Ближний Восток

 Азия + неавстралийская Океания

Мир в целом

Нет региональной специализации

А17. К какому региону мира в основном относятся ваши исследования?

А18. В каких областях Вы работаете в настоящее время и/или работали 10 и 20 лет назад?

Возможны несколько ответов

В настоящее время
(в 1998-99)

10 лет назад
(в 1988-89)

20 лет назад
(в1978-1979)

1. Изучение населения в общем

2. Региональная демография

3. Расселение и внутренняя миграция

4. Тенденции и прогнозы

5. Смертность, заболеваемость, эпидемиология

6. Рождаемость и плодовитость

7. Брачность и семейные структуры

8. Жизненные циклы

9. Международная миграция

10. Население развивающихся стран

11. Историческая демография

12. История демографии

13. Эпистемиология

14. Исследование групп и меньшинств

15. Культурологическая демография

16. Экономическая демография

17. Занятость, трудовые ресурсы

18. Население и естественные ресурсы

19. Демографическая политика

20. Методы и модели

21. Производство статистических данных

22. Обследования домохозяйств

23. Антропологические и этнографические исследования

Другие области (укажите)

24.

25.

26.

А19. Если Вы работаете и/или работали в нескольких областях, то укажите одну или две, имеющих и/или имевших для Вас наибольший приоритет ?

Укажите в клеточках справа номера строчек из предыдущего вопроса

В первую очередь Во вторую очередь

В настоящее время (в 1998-99)

10 лет назад (около 1988-89)

20 лет назад (около 1978-1979)

А20. Являетесь ли Вы в настоящее время членом следующих демографических ассоциаций?

UIESP (International Union for the Scientific Study of Population)

EAPS (European Association for Population Studies)

PAA (Population Association of America)

Другие ассоциации (национальные и международные) :

В.   Какими Вы видите современные проблемы, стоящие перед демографией

N. B.: "Демография" понимается здесь в широком смысле, как "изучение народонаселения"

 

В1. Вот несколько важнейших явлений социального порядка, отметивших последние десятилетия. Оказали ли они влияние и если да, то в какой мере, на ваши собственные исследования в области демографии?

не повлияло повлияло
слабо средне сильно очень сильно
a.

Внезапность демографических изменений

b.

Распространение новых средств контрацепции

c.

Быстрый рост населения в развивающихся странах

d.

Сохранение низкой рождаемости в развитых странах

e.

Снижение рождаемости в развивающихся странах

f.

Постарение населения

g.

Увеличение продолжительности жизни в старших возрастах

h.

Рост внебрачных сожительств .

i.

Подростковое материнство

j.

Прокреация, обеспечиваемая медицинскими средствами

k.

Развитие систем здравоохранения

l.

Исследования генома человека

m.

Эпидемия СПИДа

n.

Изменение роли женщины в обществе

o.

Рост самоутверждения национальных меньшинств

p.

Угроза окружающей среде

q.

Развитие международной миграции

r.

Интернационализация экономики и финансовой системы

s.

Структурные изменения, связанные с долгами развивающихся стран

t.

Кризис "Государства-Провидения"

u.

Уменьшение роли государства и экономического планирования

v.

Распад советского блока

w.

Объединение Европы

x.

Развитие системы образования

y.

Рост безработицы

z

Новые формы бедности

Другое (укажите)
1.

2.

В2. Могли бы Вы выбрать не более трех из перечисленных в предыдущем вопросе явлений, которые оказали наибольшее влияние на демографию, независимо от вашего собственного опыта ?

Впишите в расположенные ниже ячейки букву или цифру, означающую строчку в предыдущем вопросе. Порядок не имеет значения.

1. -    2. -       3. -

Кажется, что сегодня демография стоит перед некоторым выбором, или рядом дилемм, которые мы постарались представить здесь как можно нейтральнее.

Определите, пожалуйста, ваше отношение к этим проблемам.

Прежде всего....

В3. Как, по вашему мнению, должна определяться демография? Строго, близко к понятию - демографический анализ (formal demography) или же более широко, как "изучение населения" (или изучение народонаселения) в комплексе или нет с другими дисциплинами?

Скорее, ближе к демографическому анализу

Скорее, "изучение населения" в широком контексте

И то, и другое вместе

Нет мнения по этому поводум

В4. Считаете ли Вы, что лучше всего стараться найти объяснение демографических явлений через другие демографические явления, или же надо прибегать к объяснениям другого типа?

Объяснять демографическое через демографическое

Прибегать к объяснениям другого типа

И то, и другое вместе

Нет мнения по этому поводу

В5. Что, по вашему мнению, привнесли в демографию другие дисциплины ?

Можно выбрать несколько ответов

1. Полезный аналитический инструментарий
2. Продуктивные аналогии
3. Объяснительные гипотезы
4. Теоретические подходы
5. Вклад равен нулю или крайне невелик
6. Другое (уточните):  
7. Нет мнения по этому поводу

В6. Думаете ли Вы, что, по большому счету, демография должна быть по преимуществу описательной или объясняющей дисциплиной ?

В большей степени описательной

В большей степени объясняющей

И тем, и другим вместе

Нет мнения по этому поводу

В7. По вашему мнению, демография относится к естественным наукам или к наукам социальным ?

Скорее - к естественным наукам

Скорее - к социальным наукам

И к тем, и к другим одновременно

Нет мнения по этому поводу

В8. Назовите, пожалуйста, современных исследователей, демографов и не демографов, работавших с начала 1950-х годов до наших дней, чья деятельность и труды дают сегодня важную основу для ваших собственных исследований и для развития демографии вообще?

для ваших собственных
исследований

для развития демографии
(даже если они уже названы в первой колонке)

В9. Какие парадигмы или теоретические подходы представляются Вам наиболее важными для ваших собственных исследований и для демографии вообще?

можно выбрать множество ответов

для ваших собственных исследований?

для демографии вообще?

  1. Демографический переход

  2. Цикл семейной жизни

  3. Отношение население-ресурсы

  4. Устойчивый рост

  5. Эпидемиологический переход

  6. Уменьшение смертности в старших возрастах

  7. Межпоколенные потоки благ

  8. Роль роста женского образования

  9. Анализ сетей социальных отношений

10. Пространственный анализ

11. Микро-экономика семьи

12. Отношения микро/макро

Другое : укажите?

13.

14.

В10. Какую технику, или методы анализа, Вы считаете сегодня центральными для ваших собственных исследований и для демографии вообще?

для ваших собственных исследований?

для демографии вообще?

1. Таблицы смертности

2. Стабильное население

3. Модели дожития (survival model)

4. Метод АРС (возраст-период-когорта)

5. Анализ биографий

6. Марковские цепи

7. Сбор индивидуальных данных (опросы, переписи)

8. Стандартизация по типовому населению

9. Стандартизация регрессией

10. Косвенные оценки (модель Брасс и проч.)

11. Эконометрика, логистические модели

12. Многоуровневый анализ

13. Имитационное моделирование

14. Модель промежуточных детерминант рождаемости

Другие методы и техника : укажите ?

15.

16 .

В11. Что, по вашему мнению, сильнее всего повлияло на развитие демографии в последние десятилетия?
Вы можете выбрать максимум 4 ответа, по одному в каждой колонке справа, порядок выбора не имеет значения

  1ый
выбор
2ой
выбор
3ий
выбор
4ый
выбор

1.Прогресс в области демографического анализа

2.Методы, позаимствованные у других дисциплин

3.Появление индивидуальных или продольных данных

4.Использование новых концепций и теоретических подходов, рожденных демографией

5.Использование новых концепций и теоретических подходов, взятых из других дисциплин.

6.Развитие вычислительной техники и информатики

7.Развитие человеческих и финансовых ресурсов

8.Увеличение доступности и сравнимости демографических данных макро-уровня

Другое: укажите?
9.
10.

В12. Можете ли Вы сказать, что в тех областях исследований, где находятся ваши личные научные интересы, демография сталкивается сегодня с...

Не знаю нормальными трудностями? серьезными трудностями? настоящим кризисом?

А. В концептуальном плане (категории, определения)

Б. В отношении объяснительных возможностей

В. В техническом отношении (доступность данных, возможности вычислений, профессиональный уровень)

Г. В финансовом и организационном плане

Д. В этическом или политическом плане

Вы можете прокомментировать этот вопрос:

300 знаков максимум

Если Вы выбрали хотя бы один раз ответ 2 или 3 в предыдущем вопросе (серьезные трудности или кризис), то:

В13. Эти трудности или этот кризис кажутся Вам присущими исключительно демографии, или это общая проблема и других социальных наук?

Присущи исключительно демографии
Общая проблема и для других социальных наук
Нет определенного мнения по этому поводу

 


C. Что ждет демографию в будущем?

С1. Как, по вашему мнению, демографы должны были бы строить  институциональные отношения с другими дисциплинами?

  Можно выбрать множество ответов

1. Расширять участие недемографов в демографических проектах

2. Увеличивать присутствие демографии в институтах, не занимающихся специально демографическими исследованиями

3. Разрабатывать совместные исследовательские проекты

4. Способствовать созданию междисциплинарных институтов

5. Поддерживать специфику демографии

6. Затрудняюсь сказать

С2. Согласны ли Вы с тем, что внутри демографии будет увеличиваться число отдельных независимых специализаций (таких, например, как экономическая демография, демография миграций, демография смертности, демографические прогнозы и т.п.)?

Да
Нет
Затрудняюсь сказать

С3. Может ли, по вашему мнению, демография потерять свою целостность, раствориться в других дисциплинах (статистике, экономике, социологии, биологии и т.д.)?

Да, укажите в каких в первую очередь
Нет
Затрудняюсь сказать

С4. Можно ли предположить, что демография рискует замкнуться сама на себе (акцентируясь на развитии технических приемов анализа, оставляя в стороне объясняющие теории, не принимая кооперацию с другими дисциплинами и т.д.)?

Нет, риск этого нулевой или крайне мал
Да, риск велик
Затрудняюсь сказать

С5. С стороны какого рода организаций в ближайшем будущем можно было бы ожидать существенного увеличения социального и институционального спроса на демографические знания?

  Можно выбрать множество ответов

1. Государство

2. Местное самоуправление и местная администрация (районная, городская и т.п.)

3. Органы социальной защиты

4. Европейские организации

5. Другие международные организации

6. Неправительственные организации

7. Частные фонды

8. Частные предприятия

9. Другие типы организаций: укажите

10. Затрудняюсь сказать

С6. Каким может быть эффект увеличения такого рода спроса (общественного и институционального)?

  Можно выбрать множество ответов

1. Это может создать угрозу свободе демографических исследований

2. Это будет стимулировать научные исследования и способствовать их развитию

3. Затрудняюсь сказать

С7. Каким, по вашему мнению, должно быть отношение демографа как специалиста-эксперта к участию в активной политической деятельности?

1. Он не должен, как специалист-демограф, открыто поддерживать какую-либо сторону в дискуссиях между политическими партиями или движениями.

2. Как демограф, он должен ограничивать свое участие в политических дебатах, давая объективную оценку последствий того или иного политического решения по личной инициативе или по просьбе одной из сторон.

3. Он может от своего лица открыто поддерживать одну из сторон в политических дебатах между партиями или движениями, опираясь на свой опыт специалиста-демографа.

4. Затрудняюсь сказать.

C8. Считаете ли Вы, что демография должна сама стараться представить себя широкой публике (посредством многотиражных изданий, учебников, конференций и т.д.)?

1. Да
2. Нет
3. Затрудняюсь сказать.

С9. Вот несколько социально значимых целей, которые могли бы, в конечном итоге, мотивировать личный интерес к занятиям демографией или смежными с ней дисциплинами. Какие из них Вам больше всего по сердцу?
Выберите, пожалуйста, максимум 4 ответа, по одному в каждой колонке справа. Последовательность выбора не имеет значения.

1-й
выбор
2-й
выбор
3-й
выбор
4-й
выбор

1. Способствовать прогрессу науки исследованиями и педагогической деятельностью

2. Удовлетворить собственное интеллектуальное любопытство

3. Способствовать усилению социального единства и равенству условий

4. Уменьшить неравенство в смертности

 5. Способствовать равноправию женщин и мужчин

 6. Бороться против неравенства между Севером и Югом

 7. Беспокоить общественное мнение и политических лидеров по поводу угрозы суженного воспроизводства поколений

 8. Беспокоить общественное мнение и и политических лидеров по поводу слишком быстрого роста населения

 9. Регулировать миграционные потоки

10. Создавать демографическую основу для обеспечения идентификации нации

11. Обеспечивать равновесие и равенство между поколениями

12. Осознать последствия роста продолжительности жизни

13. Бороться против извращенного использования демографии и демографических знаний

14. Бороться против расизма и ксенофобии

Другая мотивация : какая, укажите?

15.

16.

17. Затрудняюсь ответить

С10. Каковы, по вашему мнению, основные направления (темы) исследований, которые могут появиться или приобрести особое значение в течение ближайших 20 лет?

максимум 300 знаков

 

С11. В заключение, как Вы могли бы прокомментировать современное состояние демографии и её будущего в ближайшие 20 лет ?

максимум 300 знаков

м

Спасибо за участие в нашем опросе.

Теперь Вы можете отправить заполненную анкету, нажав на расположенную внизу клавишу

отправить вопросник

 


  Web разработка AAA © 1999; Последняя ревизия : 09 декабря, 1999