Заседание Демографической секции Центрального Дома ученых РАН 14 декабря 1999 г.

"Итоги пробной переписи населения и проект Всероссийской переписи населения".

Доклад Л.М. Ерошиной (Госкомстат России).

А.Г. Волков (Председатель бюро секции):

Я думаю, мы можем начать последнее в этом году (и в этом веке) заседание секции.

Прежде всего хочу сообщить, что следующее заседание состоится 26 января, не во вторник, как обычно, а в среду. Это связано с тем, что вторник приходится на 25 января -Татьянин день. И Дом ученых будет отмечать этот традиционный московский праздник.

На заседании 26 января будет представлен доклад Сергея Алексеевича Васина "Динамика и факторы инвалидности. Проблемы изучения." Как и раньше, желающие придти на это заседание, должны отметить кружком свой порядковый номер в списке на явочном листе.

По традиции я хотел бы, прежде чем предоставить слово нашему сегодняшнему очень интересному докладчику, сказать, что декабрь богат для нашей науки юбилейными датами. Если следовать хронологии, то 5 декабря исполнилось 50 лет со дня смерти Алфреда Джеймса Лотки, известного американского демографа, можно сказать, основоположника всей математической демографии. Он, как известно, - автор теории стабильного населения, на которой покоится все формальное изучение процесса воспроизводства населения. Он - выходец из России, всю жизнь прожил в Америке, работал в страховой компании "Метрополитен лайф иншуренс". К сожалению, сейчас о нем вспоминают лишь тогда, когда надо сослаться на классика. Вообще говоря, для современной демографии из теории стабильного населения выжато все, что было возможно.

Второй юбилей, который еще только приближается, тоже грустный - 17 декабря исполняется 5 лет со дня смерти Дмитрия Игнатьевича Валентея. Вы все его знали, вы знаете, как много он сделал для возрождения демографической науки в нашей стране в 1960-е годы. Центр изучения народонаселения экономического факультета МГУ, который он создал и выпестовал, продолжает успешно работать, учить людей демографии и дело его живет. Он был инициатором множества демографических конференций 1960-х годов, изучения населения в других вузах и исследовательских коллективах, инициатором издания демографической энциклопедии, которая выдержала уже два издания и, наверное, пора уже думать о третьем издании.

И, наконец, последний декабрьский юбилей этого года - 28 декабря исполняется 200 лет со дня рождения человека, давшего имя нашей науке, Ашиля Гийяра, французского демографа, в названии книги которого "Сравнительная статистика населения, или демография", опубликованной в Париже в 1855 г., впервые появилось слово "демография".

Вообще, вспоминая какие-либо исторические даты, мы редко помещаем их в исторический контекст. Мне хочется сегодня напомнить, что Гийяр был ровесником Пушкина. Они родились в одном и том же году. Пушкин был на полгода моложе. И второе: в 1855 г., когда вышла в свет книга Гийяра, состоялся ? Международный статистический конгресс, на котором Гийяр выступал. В это время шла Крымская война. Для участников Конгресса французское правительство устроило банкет по случаю взятия английскими и французскими войсками Севастополя. Вот какие совершенно неожиданные скрещения времени и судеб. Остается добавить, что слово "демография" теперь уже общепризнано во всем мире, вошло во все языки. Конечно, заслуги Гийяра не только в этом. На том же самом Конгрессе в Брюсселе он выступил с докладом и первым предложил создать международную сопоставимую классификацию болезней, травм и причин смерти. Эта его инициатива была поддержана и, как вы знаете, воплотилась, принята всеми странами мира и сейчас вводится в действие уже классификация 10-го пересмотра. Она много раз менялась и совершенствовалась по мере развития медицины и здравоохранения.

К сожалению, умер Гийяр в безвестности, но в историю он вошел как автор термина "демография".

Мне кажется, было необходимым помянуть этих трех людей, потому что негоже нам забывать тех, от кого мы произошли, на чьих работах мы учились и кто, в некотором смысле, если хотите, собрал нас здесь всех вместе в этом зале. На этом я свое краткое вступление заканчиваю и очень рад предоставить слово нашему уважаемому докладчику, заместителю начальника Управления статистики населения Госкомстата России (управлению возвращено прежнее название вместо Российского статистического агентства). Это событие почти совпало с другим знаменательным событием. Правительство России приняло постановление о проведении в 2002 г. Всероссийской переписи населения. И сейчас в Госкомстате полным ходом идет подготовка к этому мероприятию. Людмила Михайловна - главный закоперщик и главный методолог переписей населения в нашей статистике и она сейчас расскажет нам, как это происходит.

Л. М. Ерошина: Во-первых, хочу поблагодарить за предоставленную возможность ознакомить столь уважаемую мной публику с проблемами подготовки к проведению очередной Всероссийской переписи населения. Я вижу здесь в аудитории среди присутствующих много молодежи, что, конечно же, очень приятно. Это говорит о том, что дело переписи интересно широкому кругу ученых, студентов, будущих специалистов, которые, возможно, заменят когда-нибудь нас в этом деле.

Я хотела бы начать с того, чтобы проинформировать вас о состоянии работы по подготовке к проведению Всероссийской переписи населения 2002 г. Все вы, конечно, знаете, что первоначально было принято решение о проведении переписи в 1999 г. Но в связи с тяжелым положением в стране, отсутствием необходимых финансовых средств, десятилетний интервал не был выдержан, перепись была перенесена на 2002 г.

Правда, сначала она была запланирована на 2000-й год, затем - на 2001-й, но окончательно, когда мы взвесили наши финансовые возможности и просчитали сроки, необходимые для подготовки к переписи, мы пришли к выводу, что ранее 2002 г. провести ее не сможем.

В сентябре с.г. правительство приняло постановление о проведении переписи населения в 2002 г. Датой переписи принят месяц октябрь. Этот месяц в нашей стране выбран для проведения переписи впервые. Как показала пробная перепись 1997 г., при такой низкой оплате труда переписчиков, которую мы можем себе позволить, и сложности переписной работы, мы не можем проводить переписи зимой. Никто не пойдет к нам на эту работу. Пришлось выбрать месяц, менее тяжелый для персонала по условиям светового времени года и температуре.

После принятия Постановления, в Госкомстате был разработан календарный план организации всех переписных работ и одной из главных среди них будет проведение новой пробной переписи населения в октябре 2000 г.. Пробная перепись в феврале 1997 г. показала, что февраль нам не подходит. Теперь необходимо проверить, насколько приемлем октябрь. Все-таки существует опасность, что в октябре еще довольно высока подвижность населения, особенно высокая в связи с перемещением населения между городами и пригородами. Как показала микроперепись 1994 г., у нас в стране около 48% домохозяйств имеют огородные участки. Поэтому, чтобы проверить полноту охвата населения переписью, условия работы счетчиков, уточненную программу переписи, отдельные новшества, которые мы собрались ввести после пробной переписи 1997 г., мы и наметили проведение пробной переписи в 2000-м году.

Пробную перепись намечено провести в части г.Москвы - в Измайлове, в части Красногорского района Московской области (администрация Московской области хотела предложить другой район для проведения пробной переписи, но, вероятнее всего, останется первоначально намеченный), а также в одном из районов г. Владивостока.

Помимо того, что будут опробованы те вопросы проведения переписи, о которых сказано выше, у нас есть еще одна важная причина, из-за которой необходимо вновь провести пробную перепись. Дело в том, что во время переписи 1997 г. не были подготовлены кадры руководителей переписи территориальных органов государственной статистики. А когда мы познакомились с кадрами, имеющимися на местах, то увидели, что большая часть из них - новые работники. Из тех, кто имел опыт участия в проведении переписей населения, остались лишь единицы. Кстати, и в самом Управлении статистики населения Госкомстата - аналогичное положение.

В то же время нужно отметить, что, несмотря на тяжелое положение в стране, руководство Госкомстата заняло принципиальную позицию, когда Минфин РФ попытался урезать средства, выделенные для проведения переписи, и твердо заявило: либо нам выделяют все запланированные финансы, либо провести перепись мы не сможем. В результате такой твердой позиции нашего руководства, сокращение финансирования переписи, по всей видимости, не произойдет.

Однако нас ожидает другая трудность: с 1-го января будущего года намечается сокращение штатов в органах управления, в т.ч. и в органах госстатистики. В связи с этим мы изыскали возможность, чтобы сохранить наше основное звено - районное, за счет средств, выделенных на перепись.

Осталось всего 2,5 года до переписи населения, и это довольно-таки малый срок, за который предстоит выполнить еще очень большой объем работы, особенно при тех ограниченных средствах, которыми мы располагаем.

Пробная перепись 1997 г. показала, что отдельные виды переписных работ невозможно выполнить без прочной законодательной базы. Поэтому после пробной переписи 1997 г. Госкомстат разработал проект Федерального закона о Всероссийской переписи населения. К моменту проведения пробной переписи 1997 г. мы уже знали, что многие вопросы, связанные с организацией будущей переписи не могут быть решены без принятия такого закона. Поэтому мы подготовили соответствующий законопроект. И до сих пор согласовываем его в инстанциях. Он прошел уже все этапы согласований с министерствами и ведомствами, правовую экспертизу и направлен в правительство, которое вынесет его на весеннее обсуждение нового состава госдумы. Мы ждем, конечно, с нетерпением принятия такого закона. В нем решаются все основные вопросы наших взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, с субъектами Российской Федерации. В нем, в частности, содержится разрешение нам на сбор персональных сведений о населении, которые, как вы знаете, по новой Конституции, мы, вообще-то говоря, не имеем даже права собирать.

Для рассмотрения всех основных вопросов, связанных с проведением переписи населения 2002 г., у нас, также впервые, создается Государственная комиссия по проведению Всероссийской переписи населения 2002 г. Сейчас подготовлен проект постановления с составом такой комиссии и ее положением и все основные документы переписи: программа, направления разработки итогов переписи, основные методологические положения и т.п. Эти документы будут рассматриваться и утверждаться на указанной Государственной комиссии.

Надо сказать, что в международной практике все это достаточно широко используется. Например, в США все переписные документы рассматриваются специальной комиссией Конгресса США и только после этого они утверждаются Бюро Цензов. Такая же государственная комиссия обычно создается перед проведением переписей населения в Японии. Она возглавляется вице-премьером правительства.

Надо сказать, что уже чувствуется внимание и нашего правительства к вопросам переписи. Не далее как на прошлой неделе на Комиссии по оперативным вопросам Госкомстат отчитывался о ходе подготовки к переписи населения. По итогам этого отчета было подготовлено решение Комиссии, в котором обращается внимание на необходимость устранения отдельных недочетов и отставаний от плановых сроков, и в котором указывается также на обязательность своевременного выделения Минфином средств для переписи населения.

Среди методологических вопросов предстоящей переписи одними из важнейших являются вопросы определения категорий населения, учитываемых при переписи. Вы уже, наверное, знаете, да мы уже этот вопрос и обсуждали неоднократно, что в предстоящей переписи мы собираемся перейти на учет только одной категории населения, а именно - постоянного населения. Наряду с этим, мы собираемся также учесть всех лиц, которые обычно (постоянно) проживают в других странах, но на момент переписи проживали на территории нашей страны. Для того, чтобы достаточно четко определить, кого следует учитывать, а кого - нет, мы ввели временной ценз. Все те, кто уехал из России на год и более, переписываться в России не будут. Те же, кто приехал в Россию на год и более, будут переписываться. Не считая, конечно, российский дипломатический корпус и тех, кто уехал в служебные командировки и работает в представительствах Российской Федерации. А также и воинский контингент, дислоцированный за рубежом. Эти категории населения будут переписаны, но при публикации итогов переписи будут показаны отдельно, как лица, длительно находящиеся за рубежом по служебной необходимости.

Как будут переписываться различные категории населения - по этой теме мы подготовили подробный документ, который был вынесен на обсуждение секции Научно-методологического совета Госкомстата России. К сожалению, на этом заседании присутствовало очень мало членов секции, но я надеюсь, что получу от отсутствовавших письменные замечания по данному документу. Думаю, что он, конечно, требует доработки, но определение категорий населения для учета при переписи и порядок их присоединения к итогам переписи в современных условиях просто необходимы. Потому что появились такие новые категории населения, которые требуют четкого определения, как их переписывать (или не переписывать).

Что касается программы переписи. С учетом результатов переписи 1997 г. мы разработали проект программы пробной переписи 2000 г. Как и прежде, мы планируем оставить тот же процент населения для выборочной части переписи, что и прежде. По первым 14 вопросам будет опрашиваться все население, а с 15 по 22 вопрос будет опрашиваться 25% населения дополнительно. Т.е. в каждом четвертом помещении респонденты будут отвечать на 22 вопроса. По сравнению с пробной переписью 1997 г., у нас изменены формулировки многих вопросов. Они приближены к той формулировке, в которой переписчик должен задавать их населению. Кроме того, у нас в 6 вопросе "Другие языки, которыми свободно владеете", выделено... Я хочу вам показать, как теперь выглядит сам переписной лист. Он, правда, здесь не поместится целиком (на проекторе), но хотя бы частями.

Мы отказались от подсказов "Сплошная перепись" - "Выборочная перепись", потому что население не понимает, почему кто-то переписывается в сплошном порядке, а кто-то - в выборочном. Поэтому мы сделали названия форм: "длинная" - на 22 вопроса и "короткая" - на 14 вопросов.

Переписные листы у нас - машиночитаемые, они будут сканироваться и одновременно, согласно созданной российскими учеными программе распознавания, будут распознаваться, в отличие от зарубежных аналогов, где сначала идет сканирование, а затем - распознавание. У нас будет производиться одновременно, и сканирование, и распознавание.

По сравнению с пробной переписью 1997 г., мы планируем изучить владение государственным языком Российской Федерации, а именно - русским языком. В международной практике при переписях обычно изучается владение только государственным языком. Но у нас уже так сложилось исторически, что мы изучаем владение родным языком. Мы его оставили (в программе) для того, чтобы иметь динамический ряд, но в то же время ввели вопрос о владении государственным языком Российской Федерации. И оставили также вопрос о другом языке, которым свободно владеет опрашиваемый. Таким образом мы сможем узнать три языка, которыми свободно владеет опрашиваемый. И, например, для национальных образований Российской Федерации при необходимости можно будет выяснить владение населением языком данной республики.

Обращаю ваше внимание на то, что после пробной переписи 1997 года расширена редакция вопроса о национальности (правда, надо сказать, что эта редакция еще будет уточняться). Сейчас вопрос звучит так: "К какой национальности, народности или национально-этнической группе себя относите? ". По-видимому, редакция будет несколько иной. Вместо "национально-этнической" будет "этнической (этнографической)". Это более точно.

В вопросе о брачном состоянии мы также расширили вопрос о юридическом и фактическом брачном состоянии по сравнению с перепись 1989 г. Теперь у нас идет отдельно зарегистрированный и не зарегистрированный брак.

В вопросе об уровне образования, при пробной переписи 1997 г. у нас опробовались два варианта редакции вопроса: 1) подсказы ответов об уровне образования и 2) без подсказов. И многие люди, особенно те, кто давно окончил школу, учебные заведения, просто затруднялись определить свой уровень образования. Поэтому нам пришлось выделить место на переписном листе и восстановить подсказы об уровне образования.

Если при пробной переписи мы задавали вопрос об уровне образования людям начиная с 15-тилетнего возраста, то теперь будем задавать этот вопрос, как и при прошлой переписи, людям, начиная с 10-тилетнего возраста. Чем это вызвано? Тем, что мы предполагаем изучить грамотность подростков. Т.е. наличие у них хотя бы начального образования (если они на момент переписи нигде не учатся). Публиковать же данные об уровне образования мы будем по отношению к населению 15 лет и старше. А уровень грамотности мы будем публиковать по отношению к населению 10 лет и старше. У нас есть подозрение, что процент неграмотных в стране будет более высоким, чем в прошлые годы, особенно среди младших возрастных групп населения.

Полностью изменен вопрос о занятости. Этот вопрос у нас остается спорным. Дело в том, что было много предложений вообще исключить из программы переписи вопросы о занятости по причине того, что они, якобы, сложные. Предлагалось ограничиться данными тех обследований занятости, которые в стране проводятся. Однако эти обследования, проводимые нашим Управлением статистики труда, охватывают всего 0,1% населения. Работники Управления очень обеспокоены, потому что выборка у них первоначально была основана на итогах переписи 1989 г., потом она была актуализирована по данным микропереписи 1994 г.. Но они все равно беспокоятся, что их выборка окажется не репрезентативной. Тем более не репрезентативной может оказаться их выборка на малых территориях. Поэтому мы считаем, что именно включение вопросов о занятости в программу предстоящей переписи населения позволит получить данные о занятости, представительные для всех регионов страны.

Мы будем благодарны за любые предложения по улучшению и уточнению программы переписи. Конечно, вопросы о занятости - очень непросты. Это показала и пробная перепись 1997 г. Особенно труден вопрос 15. Раньше, в советский период, это был вопрос о месте работы. Но тогда, если, к примеру, указывался завод "Красный богатырь", то мы знали, что это завод резиновых изделий. Теперь же пошли разные ТО "Ромашка", ОО "Ромашка", АОЗТ "Ромашка", и мы уже не знаем, что это такое, к какой отрасли народного хозяйства эту "ромашку" относить. Тем более, когда сами респонденты запутываются в аббревиатурах, то и мы не можем разобраться даже по классификаторам, к какой отрасли народного хозяйства относится предприятие, указанное респондентом.

Иногда, судя по итогам пробной переписи 1997 г., респонденты указывают все виды деятельности, которыми они еще только собираются заниматься. Они собираются их зарегистрировать в переписи как можно шире, чтобы потом, как они думают, у них не было бы ограничений их деятельности. При этом иногда остается неясным, чем человек занимается фактически (на момент переписи). Поэтому мы считаем необходимым выяснять при переписи конкретный вид деятельности предприятия, на котором человек фактически работает, а не называл лишь наименование предприятия, из которого не всегда можно определить его отраслевую принадлежность.

Те, кто когда-либо участвовал в проведении переписи населения и знаком с классификаторами, мог заметить, что они теперь имеют четырехзначное, вместо трехзначного, кодирование. Мы предполагаем теперь как можно более подробно собрать и закодировать информацию, а затем, если какие-то группы не будут получаться, мы сможем перевести их в трехзначный код. Но все же при этом постараться получить как можно более подробные данные по видам деятельности и по занятиям.

Новый вопрос - "Местонахождение основной работы". Он был в одном из вариантов пробной переписи 1997 года. И мы его оставили потому, что он нужен для составления баланса трудовых ресурсов. И в Госкомстате, и на местах для администраций очень важно знать, где же (территориально) работает население. Когда мы проводили пробную перепись 1997 г. в одном из районов Ростовской области, то оказалось, что в район никаких пополнений не поступает, потому что рабочую силу притягивает сам Ростов-на-Дону и ближайшие крупные города области. И никто не работает в районе. Район бедный, хотя трудовые ресурсы есть, мог бы получать прибыль, но идет отток трудовых ресурсов в города и другие районы области. Вопрос (о территориальном положении места работы) позволит получить данные о численности населения, работающей на каждой территории, и за ее пределами.

Как и в прошлых переписях, и в предстоящей предполагается изучить численность и состав экономически активного и неактивного населения. Вопрос 18 посвящен изучению безработицы. По сравнению с пробной переписью в этом вопросе уточнены подсказы, в частности, добавлен подсказ: "Нет возможности найти работу". Бывает так, что люди хотят работать, но такой возможности просто нет. Скажем, в тех случаях, когда ни одно предприятие в районе не действует.

Изменился вопрос 19-й, посвященный изучению миграции населения. В подвопросе о продолжительности проживания в данном месте тем, кто укажет продолжительность проживания менее 2 лет, предлагается указать место, откуда переехал (переехала). Это новый подвопрос по сравнению с прошлыми переписями и пробной переписью 1997 г..

Вопросы 20-22 раньше составляли один вопрос. Но этот вопрос был сформулирован не совсем удачно, громоздко, почти как целая таблица. Поэтому мы разделили его на три вопроса, что технически, по нашему мнению, более правильно. Это вопросы о числе рожденных женщиной детей, о намерениях родить еще детей и т.д.

Вот, в принципе, основной проект программы переписи, ее длинной формы. Помимо этого, как я уже сказала, в предстоящей переписи будут изучаться жилищные условия населения. Этой теме будет посвящена специальная форма № 2, включающая 5 вопросов о жилищных условиях. В сочетании с вопросами переписного листа, они позволят получить богатую характеристику жилищных условий населения.

Вначале следуют характеристики дома, затем - список проживающих, а затем для каждого домохозяйства будут указываться конкретные жилищные условия.

Программа переписи жилищных условий по сравнению с предыдущей переписью сокращена. Изучение практики использования данных переписи, показало, что таблицы данных о благоустройстве жилищ не пользовались спросом. Поэтому вопрос о благоустройстве был снят. Почему эти данные не пользовались спросом? Да потому, что такие же данные есть в текущей статистике. Поэтому мы решили: зачем собирать данные, которые уже есть? Лучше изучить то, чего нет. И за счет этого в программу переписи были включены другие вопросы.

Что же касается переписи лиц, которые находятся временно на территории России, то это лица, которые к нам в страну приехали либо в командировку, либо на отдых, или на курсы обучения. Для них разработан короткий переписной лист, содержащий всего 7 вопросов: адрес, фамилия, пол, дата рождения, страна рождения, страна постоянного проживания, гражданство, к какой национальности относится и цель приезда в Россию. Причем, чтобы не отпугивать эту категорию населения, среди которых будут преобладать, как мы полагаем, нелегальные иммигранты, мы разрешаем им не заполнять адресную часть переписного листа. И об этой возможности мы будем говорить во время массово-разъяснительной кампании постоянно. Потому что нам важно как можно полнее учесть эту категорию людей, чтобы оценить масштабы нелегальной иммиграции в страну. Мы надеемся, что специальный переписной лист поможет в достижении этой цели.

Подобная проблема существует повсюду в мире и повсюду в странах изыскивают способы измерить объемы нелегальной иммиграции. Что достигается, конечно, с большим трудом. Например, в Швейцарии в программе переписи населения введен вопрос о том, какую визу (на въезд в страну) имеет опрашиваемый? Общаясь со швейцарскими статистиками, мы говорили им, что человек, не имеющий "нужной" визы, будет, очевидно, скрываться от переписи, опасаясь высылки из страны. И они соглашались с нашими сомнениями.

Эта проблема также очень сложна и в США. Там нелегальные иммигранты - это люди, которые нигде не могут устроиться как следует, как правило плохо живут, в районах типа Гарлема. Американцы только при переписи 1990 г. попытались учесть подобные категории населения. Статистики выходили в районы, населенные бродягами и бездомными, объединяясь в группы, потому что боялись идти туда в одиночку.

В советский период, когда мы переписывали бродяг (я тоже участвовала в переписи подобной категории людей) нам было легче, потому что милиция знала все места их пребывания, оцепляла район и по одному вытягивала их из таких мест для переписи. Как, скажем на кирпичном заводе в Фергане, где бродяги жили в печах (там им было тепло), там было целое их поселение. И мы их там и переписывали.

В отличие от нашей страны, в США полиция не привлекается к участию в переписи населения. Американские статистики считают, что полиция не должна быть никоим образом задействована в переписи населения (чтобы не вспугнуть людей). Поэтому они делят бродяг условно на небольшие группы, выделяют в этих группах, так сказать, лидеров и пытаются с этими лидерами договориться о проведении переписи в возглавляемых ими группах (бандах). Если разрешение получено, то перепись проводится обычным порядком. Если же договориться не удается, то статистики стараются определить, хотя бы косвенно, численность бродяжьих групп и, насколько это возможно, оценить характеристики их состава. Очевидно, для нашей страны такие методы неприемлемы (очень рискованно с точки зрения безопасности статистиков).

А.Г. Волков: Ну, у нас эту проблему можно решить проще: один генерал Шаманов и рота бронетехники. И перепись будет проведена.

Л. М. Ерошина: Нет, конечно, мы так делать не будем. При пробной переписи 1997 г. мы создали специальные переписные участки для тех, кто не хочет переписываться дома, имея в виду, что некоторые люди не пожелают, чтобы переписчик приходил к ним домой, по разным причинам: опасения, что под видом переписчика придет бандит, нежелание показывать чужому человеку обстановку своего жилища, нежелание сообщать сведения о себе переписчику, оказавшемуся знакомым для опрашиваемого и т.п. В таких случаях гражданин мог сам придти на переписной участок и переписаться там. Мы планируем применить такой способ учета и в предстоящей переписи населения. Создать переписные участки, особенно в местах скопления людей: на вокзалах, где люди, не имеющие постоянного места жительства, могли бы придти и переписаться. В этом отношении, как вы понимаете, огромное значение имеет массово-разъяснительная работа. Вообще, массово-разъяснительная работа при этой переписи должна быть проведена нами на самом высоком уровне. Пробная перепись 1997 г. показала, что теперь многие жители просто не пускают переписчика в квартиру. Поэтому мы собираемся задействовать и общественность, и ответственных по подъездам домов, вывесить в каждом подъезде объявления с указанием адресов, номеров телефонов и фамилий ответственных лиц, к которым каждый человек может обратиться. При пробной переписи 1997 г. мы даже пошли на то, что разрешали сообщать сведения о себе по телефону. Т.е. использовать любые способы получения точной и достоверной информации. В связи с этим я хочу перейти к вопросу о контрольных мероприятиях получения достоверной информации, которые намечается опробовать в пробной переписи 2000 г. и затем использовать в предстоящей переписи 2002 г. При пробной переписи 1997 г. использовались три контрольных документа: 1) контрольный переписной лист, который составляется на всех тех, кто заявит, что дома у него нет никого, кто мог бы сообщить о нем достоверные сведения. На такого человека будет заполнен контрольный переписной лист, в котором содержится 14 вопросов короткой формы. Этот лист будет отправлен в переписной участок по месту постоянного проживания респондента, чтобы там проверили, включен этот человек в переписные документы или нет. Практически, это контроль полноты охвата населения переписью; 2) контрольная фишка. В связи с тем, что в последнее время у нас в стране появилось много людей, имеющих более одного места жительства, мы ввели такой документ. Когда переписчик входит в жилое помещение, он выясняет прежде всего, нет ли у кого из жильцов второго места жительства. Если выясняется, что кто-то из проживающих в данном жилище имеет и другое место жительства, переписчик составляет на него контрольную фишку, на обороте которой указывается, что человек прошел перепись по данному адресу и не должен переписываться нигде более. И контрольная фишка переправляется по второму адресу. Т.е. фишка предупреждает возможность двойного счета населения. И помимо фишки - наша традиционная справка, которая выдается всем, кто не имеет определенного места жительства и прошел перепись, всем тем, на кого составлена контрольная фишка, всем переписанным в труднодоступных районах. Мы думали, что в связи с переносом даты переписи на октябрь, таких труднодоступных районов будет меньше. Но теперь подозреваем, что меньше их не станет. Это связано с тем, что в связи с дороговизной транспорта связь с некоторыми районами прекращается раньше, чем это было в прошлом. И я должна сказать, что при пробной переписи 2000 г. будет опробован следующий документ. По просьбе администрации Москвы и Московской области будет проведено обследование маятниковой миграции, передвижение работающего и учащегося населения между домом и местом работы (учебы). Сколько времени тратится на дорогу, на ожидание транспорта, какими видами транспорта пользуются люди, сколько делают пересадок и т.д.? Это обследование будет проведено в период предварительного обхода жилых помещений перед переписью. Переписчик будет оставлять в каждом помещении бланк обследования, на обороте которого будет напечатана инструкция по его заполнению. Бланк простой, его нетрудно будет заполнить. В период переписи переписчик соберет заполненные бланки.

Надо сказать, что на такое обследование дополнительных средств мы не выделяем. При пробной переписи мы это обследование проведем бесплатно, а потом, определив его полную стоимость, мы, конечно, потребуем от администрации Москвы и Московской области необходимой оплаты. Если они согласятся оплатить наши затраты, тогда мы проведем это обследование, если же нет, значит - не проведем.

Подобное обследование, возможно, захотят провести и другие крупные города и районы, в которых наблюдается значительный приток населения на работу. Такое обследование мы сможем сделать только за счет местных бюджетов.

Вот, пожалуй, у меня все. Может быть, будут вопросы?

А.Г. Волков: Спасибо, Людмила Михайловна. Вопросы, конечно, будут, в этом я нисколько не сомневаюсь. Пожалуйста.

Елена Борисовна Урланис: Я хотела бы принять участие в пробной переписи. К кому и куда можно обратиться?

Л. М. Ерошина: Вы можете обращаться ко мне. Мой телефон 207-41-97. Ерошина Людмила Михайловна.

А.Г. Волков: Евгений Львович Сороко, пожалуйста.

Е. Л. Сороко (Отделение демографии НИИ статистики Госкомстата России): У меня два вопроса. Первый: как наряду с домохозяйством будет учитываться семья? Второй вопрос: как будет учитываться национальность иностранцев? Ведь во многих странах учитывается только гражданство. В некоторых случаях, иностранец просто не поймет вопрос об "этнической принадлежности". К примеру, французского алжирца мы будем спрашивать о его французском гражданстве и еще о том, считает ли он себя алжирцем. Правильно ли я понял?

Л. М. Ерошина: По первому вопросу. Да, теперь основной единицей наблюдения будет домохозяйство. Но, когда мы составляем разработочные таблицы, то в пределах домохозяйств мы выделяем семейные ячейки. При этом уже при пробной переписи мы планируем учитывать семьи в тех понятиях, в которых они учитывались при прошлых переписях, чтобы сохранить динамику. Единственную трудность представляют две категории - это члены семьи, живущие отдельно и одиночки, которые так учитывались ранее. Потому что теперь они будут распределены на две категории: домохозяйства, состоящие из одного человека, и население, проживающее вне домохозяйств. Это, в частности, все те, кто проживают в институциональных учреждениях. А для учета семей в том понимании, которое было у нас прежде, мы составим такую своего рода типологию переходных ключей, чтобы у нас не нарушилась динамика с данными прошлых переписей. И здесь нам поможет предложение Андрея Гавриловича Волкова, который предложил ввести нумерацию матери и отца, супругов в сложных семьях, это поможет определить состав домохозяйств по родственной принадлежности и неродственников. Т.е. определить, кто такие эти неродственники, среди которых могут находиться целые семьи. Благодаря такой нумерации мы сможем выделить среди неродственников целые семьи. Основная семья у нас разрабатывается очень подробно. Вы могли это видеть по итогам пробной переписи 1997 г.

Теперь по второму вопросу. У нас иностранец очень часто ассоциируется с временно проживающим жителем страны. И в прошлых переписях считалось, что даже если иностранец всю жизнь прожил в нашей стране, он все равно учитывался как временно проживающий. Однако мы не должны связывать постоянное проживание с гражданством. В каждой стране могут жить люди любого гражданства. И могут жить сколь угодно долго. Но вот у нас принято: если человек - подданный другого государства, значит он "не наш", имея в виду, что он - не житель России. Здесь, я считаю, мы должны приблизиться к тем международным правилам, которые существуют в мире. Каждое государство решает для себя, кого оно считает "своим" населением. Допустим, в Японии человек, приехавший в страну на срок 3 месяца или более, переписывается как проживающий постоянно, независимо от гражданства. Кроме лиц, приехавших как туристы, на отдых или лечение.

Другие страны вводят временной ценз 6 месяцев. И в большинстве стран лиц, прибывших в страну для обучения в вузах, переписывают как постоянно проживающих. Поэтому и нам надо сейчас, когда у нас открыты границы, когда у нас пересекают границы в обе стороны большие массы народа, мы тоже должны принять необходимое решение и ввести какой-то временной срок. Например, один год. Почему год? Ну, чтобы в эту категорию не вошла большая масса людей, граждан из стран СНГ, приезжающих в Россию на сезонные работы. Иначе они все у нас пройдут в переписи как постоянное население.

Теперь, что касается гражданства и национальности. Тут я с Вами не совсем согласна, потому что в последние годы все большее число стран включают в программы своих переписей населения вопросы об этнической принадлежности. Я согласна с Вами в том, что вопросы о гражданстве и национальности в некоторых странах трактуются идентично. Но вопрос об этнической принадлежности в переписях многих стран есть. Например, я хочу привести подсказы к вопросу об этнической принадлежности из программы предстоящей переписи населения Великобритании. Вот они: "черный британец", "белый британец". Это не этническая принадлежность. Но раньше они писали "черный" или "белый" и это очень возмущало чернокожих граждан страны. Поэтому им пришлось изменить этническую классификацию.

Мирошниченко Лев Денисович (Институт наркологии): В переписи 1926 г. в программу были включены вопросы о здоровье населения, вопросов 6, в том числе вопросы о психическом здоровье, об алкоголизме и венерических заболеваниях и т.д. И были получены интересные данные. Не было ли вам предложений включить такие же вопросы в программу предстоящей переписи? По-моему эти вопросы очень актуальны для нынешнего времени, особенно вопрос об алкоголизме.

Л. М. Ерошина: Вопросы о здоровье населения рекомендуются международными правилами проведения переписей населения для включения в программы переписей. Но, к сожалению, каждый вопрос - это деньги. Поэтому в программу нашей переписи населения включены только те вопросы, которые совершенно необходимы для управления страной. Хотя я считаю, что названные Вами вопросы - тоже очень важные.

У нас есть еще одна проблема, о которой даже стыдно говорить, - это площадь переписного листа. Лист машиночитаемый, мы не можем выйти за рамки его площади. Мы и так уже уплотнили его до такой степени, что нужно иметь прекрасное зрение, чтобы прочитать весь текст, расположенный на нем. Только этим обстоятельством и ограничена программа переписи населения.

А.Г. Волков: Я хочу к этому добавить. В переписях 1920 и 1926 гг. был вопрос "физические недостатки и психические заболевания". Физические недостатки учитывались явные: нет руки, нет ноги, слепой, глухонемой и т.д. Очень трудно получить точную характеристику здоровья таким путем. Поэтому там, где в переписях ставятся вопросы о здоровье, речь идет о его самооценке опрашиваемым, т.е.: "Как Вы оцениваете состояние своего здоровья? " Иногда спрашивают о заболеваниях на протяжении ряда предшествующих лет и т. п. Это делается в специальных обследованиях. А в сплошной переписи населения это сделать невозможно и вряд ли это было бы целесообразно. Мы не смогли бы получить корректные данные. Эти вопросы следует изучать в выборочных обследованиях, по специальной программе и, может быть, одновременно с переписью населения.

Так, пожалуйста, Александр Александрович Авдеев.

А. А. Авдеев (Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова): В продолжение того, что сказал Андрей Гаврилович относительно целесообразности включения в программу переписи вопросов о здоровье, у меня такой вопрос: как относится коллектив Управления статистики населения к включению в программу переписи вопросов о занятости? Принимая во внимание существующую сейчас динамику занятости, рост безработицы, структурные изменения в занятости, и учитывая плотность переписного листа, насколько оправдано включение вопросов о занятости познавательными задачами изучения этой проблемы? Действительно ли предполагается, что полученная по этой теме информация будет использоваться активно и долго, вплоть до следующей переписи? Или же эти вопросы включены в перепись под давлением других ведомств?

Л. М. Ерошина: Вопросы о занятости всегда были в программе наших переписей. А сейчас, тем более, это - одна из актуальнейших тем. Нам необходимо знать численность экономически активного и неактивного населения в стране. А также знать о структурном перераспределении занятого населения между отраслями народного хозяйства. Видите ли, выборочные обследования о занятости, проводимые Министерством труда, дают репрезентативные данные только для Российской Федерации в целом. Они не репрезентативны для субъектов Федерации.

Вопросы о здоровье населения, конечно же, нужны. Перепись населения создает основу для построения выборочной сети населения, опираясь на которую мы должны в межпереписной период проводить как можно больше выборочных обследований, достаточно глубоких по каждой теме.

Вы же знаете психологию нашего населения. Вот сейчас пойдите по квартирам и спросите людей о состоянии здоровья. Все скажут, особенно люди старше 40, что у них плохое здоровье. Пожилые вообще Вам стопроцентно скажут, что они больные люди.

А.Г. Волков: Может быть, так оно и есть?

Л. М. Ерошина: Это верно. Многие действительно больны. Но я вам говорю, что их будет почти 100%. Для изучения действительной картины нужен комплекс вопросов.

А.Г. Волков: Это же субъективная характеристика.

Е. Б. Урланис: И это же не всегда тактично спрашивать у человека, не алкоголик ли он.

Л. М. Прокофьева (Ин-т социально-экономических проблем народонаселения РАН): Насколько вы уверены в достоверности ответов об отраслевой принадлежности предприятия? Ведь рядовой работник далеко не всегда знает, что производит предприятие, на котором он работает.

Л. М. Ерошина: Это целый комплекс вопросов, который мы разрабатываем совместно с Управлением статистики труда, который проводит ежеквартально специальные выборочные обследования.

А.Г. Волков: Все можно узнать. Так, Алексей Иванович (Бойко), пожалуйста.

А.И. Бойко: Во-первых, у меня вопрос по поводу 17-го вопроса основного переписного листа - "Местонахождение вашей основной работы". И потом форма 10 - о маятниковой миграции. В принципе оба вопроса касаются маятниковой миграции. В чем же между ними разница? Это первый вопрос.

Затем, родной язык. С одной стороны, это, вроде бы, отработанный признак. А с другой стороны, некоторые люди могут неоднозначно понимать, что такое родной язык.

Третий вопрос. Как избежать двойного счета населения в случае, когда владелец жилья (квартиры) фактически постоянно проживает в другом месте,например, у супруги(а)?

И последнее, скорее предложение, чем вопрос. Сейчас очень многие горожане проживают на даче все лето и возвращаются в города не ранее начала октября. В связи с этим предложение такое: если перепись намечается проводить в октябре, то не лучше ли ее проводить не ранее 14 октября, т.е. 1 октября по старому стилю, когда заканчивается время сбора урожая?

Л. М. Ерошина: Что касается 17-го вопроса и вопроса о маятниковой миграции. 17-ый вопрос, действительно, касается маятниковой миграции, и он даст информацию, охватывающую 25% населения страны. В то же время форма 10-я будет использована только в тех районах, где ее закажет (и оплатит) местная администрация, где - пока неизвестно. И она будет уже более обширной и подробной, чем в переписи. В переписи информация будет только о том, где работает человек, в районе (городе) или за его пределами. А в 10-й форме будут данные и о времени, потраченном на дорогу, и о видах транспорта, о времени его ожидания т.д. Какие-то данные двух форм учета, естественно, совпадут, но какие-то - нет. Вот мы проводили обследование маятниковой миграции в 1970 г, и тогда это делалось за счет государства. Тем не менее оно проводилось где-то в 150 городах. И в Московской области. И все.

Теперь о родном языке. Родной язык записывается, как вы знаете, со слов опрашиваемого, по его самоопределению. Мы здесь никогда не говорили, что такое родной язык, считая, что опрашиваемый сам для себя его определяет. Поэтому нам часто давали такой совет: поставить вопрос о владении населением родным языком. Как показывают данные переписей, родной язык далеко не всегда совпадает с национальностью. У нас отдельные народы, например, большинство малочисленных народов Севера в качестве родного называют русский язык. И не только народы Севера. Есть и другие народы, где большинство населения в качестве родного называют русский язык.

То, что Вы сказали о возможности двойного счета или пропусков населения при переписи - это во многом зависит от качества работы переписчиков. Теперь с каждым переписчиком будет заключаться индивидуальный договор и по этому договору он будет отчитываться за свою работу. И если эта работа после ее проверки окажется некачественной, то, естественно, последуют соответствующие санкции.

Помимо 10-процентного контрольного обхода (по сравнению с прошлыми переписями, процент контрольного обхода снижен) мы планируем в порядке эксперимента провести при пробной переписи 2000 года независимое контрольное выборочное обследование и задействовать в этом обследовании научные организации, которые, как мы надеемся, откликнутся и помогут нам ее провести. Это будет очень важно, чтобы сделать оценку количества ошибок при переписи. Планируем охватить при пробной переписи 2% населения (контрольным обходом). При основной переписи этот процент, вероятно, будет меньше. Но сейчас, при пробной переписи, когда объем охвата населения - небольшой, всего 100 тысяч, чтобы получить более точную оценку качества проведения переписи, этот процент контрольного обхода принят повыше. И, конечно, если нам помогут провести это контрольное обследование научные и учебные институты, ученые и студенты, статистики в нем участвовать не будут, то это будет нам ценнейшая помощь.

А.Г. Волков: Спасибо. Я думаю, достаточно вопросов. Остальное можно будет выяснить в дискуссии. Теперь, прежде, чем объявить перерыв, я предоставляю слово Александру Александровичу Авдееву для сообщения.

А. А. Авдеев: Спасибо. Дорогие коллеги, я хочу поставить вас в известность, что, начиная с 1 декабря нынешнего года, проводится международное обследование, которое называется "Демография на пороге 2000-ного года". Это обследование посвящено изучению текущих проблем демографии в разных странах и перспектив развития демографии. Я хочу пригласить вас всех принять в нем участие. Это очень просто сделать. Анкета этого обследования находится в сайте Интернета, достаточно нажать кнопку, появится анкета, которую Вы можете заполнить по-русски, по-английски, по-французски, по-испански, по Вашему выбору, и отправить по электронной почте. Чтобы быть точным, добавлю, что это обследование проводит небольшая группа ученых, сотрудников Национального института демографических исследований во Франции, Международного союза по научному изучению народонаселения Европейской ассоциации по изучению населения. Я напишу вам адрес: http://dmo.econ.msu.ru/Demography2000

Объявляется перерыв на 10 минут.

После перерыва:

А.Г. Волков: Обычно после перерыва публика сильно редеет. Сегодня, на удивление, почти все остались. Это свидетельствует об интересе к нашей теме. Давайте начнем дискуссию. Есть о чем поговорить. Есть проблемы, и вопросы задавались интересные. Два оратора у меня уже есть в списке. Евгений Михайлович Андреев - первый из них. Прошу, пожалуйста.

Е. М. Андреев ( Отделение демографии НИИ статистики Госкомстата России): Прежде всего, я хочу выразить всеобщую радость по поводу того, что безнадежное дело переписи, наконец-то, сдвинулось с мертвой точки и хоть не в 1999-м, но в 2002-ом году есть надежда, что перепись все-таки состоится. Хочу отметить также, что по многим вопросам переписи, которые мы обсуждали в 1996-1997 гг., достигнут, несомненно, большой прогресс.

Пожалуй, я уже принес большую "бочку меда", больше меда тратить не буду, и перейду к "дегтю". По поводу дегтя... первые самые общие соображения. Прошло Всероссийское совещание статистиков. Собралось очень много людей, в общем достаточно тщательно, не со слуха, а с "бумаги", обсуждали программу переписи и многие ее методологические проблемы. Сегодня многие из решений, принятых на том совещании, пересматриваются. Я, конечно, не призываю вновь собрать Всероссийской совещание статистиков, но мне думается, что было бы целесообразным до принятия административных решений собрать ученых-демографов, может быть на день, может быть на два, раздать им эти проектные решения загодя на бумаге и тщательно обсудить. Я с большим уважением отношусь к разного рода работникам министерств и ведомств, а также к представителям аппарата местных администраций, которые внесли свою лепту в формирование вопросов переписи, но совершенно уверен в том, что они не специалисты-демографы и их конъюнктурные интересы далеко не всегда отвечают тому, что надо изучать при переписи и как это надо изучать при переписи. Потому что, увы и ах, но компетенция нашего чиновничества во многих вопросах много ниже, чем бы нам хотелось. В частности, ведущее в вопросах демографии Министерство труда, никого не хочу обидеть, вообще ни имеет в своем штате ни одного демографа. Как и ведущее в том же вопросе Министерство экономики тоже осталось без единого демографа и, кажется, Федеральная миграционная служба, - также осталась без демографов. И так далее, и так далее.

Это тяжелая ситуация. Поэтому мнение работников государственного аппарата - явно не то, что может служить последним словом при решении вопросов о программе переписи. На мой взгляд.

В связи с этим мне бы хотелось напомнить, что перепись населения имеет три основных цели:

Первая цель переписи населения - ответить на вопрос: что произошло с населением за период, предшествующий переписи, как правило, за период, прошедший между двумя последними переписями и позволить уточнить те выводы и расчеты, которые делались в этот период.

Вторая задача - подготовить базу для дальнейших демографических расчетов, анализов и прогнозов, которые будут продолжаться от базы этой переписи до следующей.

И наконец, третья задача - дать мгновенную фотографию населения по тем вопросам, которые в текущем порядке исследуются.

У меня такое впечатление, что в данной программе все-таки больше внимания уделено третьей задаче. Они все три равнозначны, конечно, они все важны. Я не хочу отдать предпочтение ни одной из них, но все-таки у меня такое впечатление, что цель - получить фотографию населения, так сказать, эффектный снимок, довлеет в данном случае над задачей - узнать, что произошло за последние годы и подготовить базу для будущих анализа и прогноза. Почему я так считаю?

Во-первых, конечно, дата переписи - начало октября - очень неудачна. Неудачна с той точки зрения, что придется "передвигать" население - это стандартный термин - либо на начало этого года, либо на начало следующего. И при сроке более трех месяцев такая передвижка очень сложна. Октябрь - это месяц движения еще и институционального населения, т.е. студентов, военнослужащих и прочих. В связи с этим могут возникнуть значительные трудности определения численности и состава населения на начало года, которые необходимы для всех дальнейших расчетов. Но допустим, что конъюнктурные соображения - важны. В таком случае необходимо предусмотреть максимально подробную разработку данных о движении населения за 2002-ой год, чтобы такая передвижка стала возможной.

Мне кажется, что одна из главнейших проблем России в прошедшие годы была миграция населения в Россию из бывших союзных республик. Количество прибывших за этот период измеряется миллионами. В этом контексте совершенно непонятно, почему вопросы миграции так слабо представлены в переписи. Очень важно узнать, какое движение населения произошло в последние два года, но не менее важно узнать движение населения за весь межпереписной период после переписи 1989 года. Потому что в эти годы происходили беспрецедентные события, такие как распад СССР, массовая репатриация русского и русскоязычного населения в Россию. Это огромные процессы, которые кардинально изменили географию размещения русских на территории бывшего СССР. Мы постоянно говорим о том, что очень много непонятного в динамике миграции, мы постоянно говорим о том, что учет миграции не столь хорош, как хотелось бы, и ничего практически не делаем при переписи, чтобы заглянуть в период с 1989 по 2000 гг. Практически, потому что все подробности, которые мы узнаем, относятся лишь к периоду 2000-2002 гг. Я считаю, что среди вопросов программы переписи - это главный, больной вопрос. Хотя, правда, в программе есть вопрос о месте рождения. Этот вопрос и о вообще life time migration - они открывают возможность анализа.... но все-таки вопросы миграции требуют более глубокого изучения.

Я не берусь со слуха обсуждать детали той программы переписи, которую нам представила уважаемая Людмила Михайловна, но мне показалось, что число безработных в России не превосходит 10%. И включение в программу переписи вопросов в стандартной МОТовской формулировке о поисках работы, которые будут заполнены не более чем для 10% от 25%, т.е. для 2,5% населения России, не содержательно, потому что остальные считаются работающими.... При переписи 1989 г. вопросы о безработице ставились на отдельном бланке. Может быть, такой подход - более правильный, когда лишь малая совокупность людей должна отвечать на эти вопросы. И я по-прежнему исполнен скепсиса насчет того, что удастся получить данные о занятиях, тем более, что там есть попытка получить данные о так называемых чистых отраслях, то бишь "чем занимается Ваше предприятие? ".... Может быть к этому вопросу стоит вернуться после того, как он не оправдает себя при пробной переписи в Москве.

И последнее, что бы мне хотелось сказать. Статистики труда активно насыщают перепись своими специфическими вопросами. Но полезно вспомнить, что данные о безработице, полученные при микропереписи 1994 года, охватившей все-таки 5% населения, вошли в противоречие с данными ежеквартальных и ежегодных обследований занятости и использованы не были. Т.е. статистика труда не пользовалась материалами микропереписи, сочла, что данные ее специфических обследований более точные. Я боюсь, что 25% населения, опрошенного по такому же поводу, войдут в конфликт с данными 0,1%-ной выборки, поломают все динамические ряды и их будет ожидать та же судьба. Но, это все - замечания на полях. А главное, мне хотелось бы повторить, еще раз предложить - это необходимость проведения, действительно, может быть, даже 2-хдневного совещания ученых (в Москве 5, максимум 5, ведущих демографических и близких к демографии центров, может быть вы насчитаете 6, не знаю), собрать их и выслушать их мнение, потому что без этого двигаться дальше было бы ошибкой. Сейчас все-таки - не 1937-й год. В 1937-ом году госкомиссия в лице Иосифа Виссарионовича одна решила, какой должна быть программа переписи. Но мы знаем, что стало с ее исполнителями. Сегодня в эпоху гласности такой способ работы не пройдет. Я надеюсь, что Вас (обращаясь к Л. М. Ерошиной) не посадят (взрыв смеха в зале), но перепись все равно может быть торпедирована общественным мнением в любой момент.

А.Г. Волков: Евгений Львович, пожалуйста.

Е. Л. Сороко : Следуя примеру Евгения Михайловича, у меня одна маленькая "ложка меда", а остальные все - "ложки дегтя". Я считаю, во-первых, что очень правильно учитывать при переписи категорию населения, которые не являются гражданами России, а приехали из других стран. Но живут в стране достаточно долгое время. И мне кажется удачным принятый для учета период проживания - более года. Если помните, в этом зале состоялись два доклада Ж. А. Зайончковской по поводу китайской иммиграции, два доклада с перерывом в несколько лет. И ее оценки масштабов китайской иммиграции в этих докладах различались очень сильно. Первая оценка была чуть ли не панической - чуть ли не 10 миллионов. А потом, когда провели обследование, посчитали и оказалось, что этих иммигрантов совсем не так уж и много. В частности, что касается Приморья, Москвы и Подмосковья - это очень ценная информация.

Далее. Очень правильно, что в программе переписи разделены два вопроса - гражданство и национальность. И я считаю, что в микропереписи 1994 года вопрос об этнической принадлежности был сформулирован очень четко и очень удачно. Его ни в коем случае нельзя менять. Никаких "этнографических групп". Я в первый раз слышу такой термин. Этническая группа, народность, национальность - термины всем знакомые. А что такое "этнографическая группа" - это непонятно. Мое мнение, мое предложение - не менять формулировку вопроса об этнической принадлежности.

У меня вызывает очень большое удивление две категории уровня образования ниже высшего, это "незаконченое высшее" и "неполное высшее". В последние годы появились новые градации уровня образования: бакалавриат, магистратура и т.п. Я считаю, что мы сами себя обманываем. Высшее образование - либо оно есть, либо оно неполное. Не нужно вводить еще две категории.

Я считаю также большой ошибкой и самообманом - смешивать в кучу все виды пенсий. Представьте себе, что значит: женщина, мужа которой убили в Чечне, ребенок - инвалид с детства, пьяный тракторист, которому отрезало ногу, и человек, который 50 лет, всю свою жизнь, проработал - все они рассматриваются одинаково, как пенсионеры. Но ведь это все разные пенсии - по инвалидности, вследствие потери кормильца, за выслугу лет и т.д. Ни в коем случае нельзя их смешивать. Это должны быть отдельные категории.

Очень большие сомнения и чувство протеста у меня вызывает вопрос 15-ый "Вид деятельности учреждения". Сейчас мы находимся на этапе диверсификации деятельности. Деятельность предприятий регламентируется законами, согласно которым предприятие, учреждение может иметь 15, 20, 50 видов деятельности. Солить капусту, и делать ракеты, торговать колготками и доить коров - и все это делать одновременно на одном и том же предприятии. Откуда, скажем, вахтер предприятия может знать, чем оно занимается, солит капусту или делает ракеты? Многие люди не имеют информации, или может быть, имеют ложную информацию. Кроме того, у нас до сих пор множество разных "ящиков". Люди не захотят, им может быть запрещено сообщать кому то ни было информацию о производственной деятельности. Здесь кроется большая опасность искажения сведений (об отраслевой структуре хозяйственной деятельности).

А.Г. Волков: Простите, пожалуйста. Мне казалось, что этот вопрос относится не к деятельности предприятия, а к деятельности опрашиваемого.

Е. Л. Сороко: Нет, вопрос 15 формулируется именно так: "Вид деятельности предприятия (учреждения)".

Л. М. Ерошина: Вид деятельности предприятия или подразделения, если это предприятие многоотраслевое.

Е. Л. Сороко: Но в воинской части, если человек занят дойкой коров, он же не будет писать в переписном листе - "сельское хозяйство"?

Л. М. Ерошина: С воинскими частями, с силовыми министерствами у нас все вопросы как раз легко решаются.

Е. Л. Сороко: Хорошо. А авиазавод, который 5 лет не выпускает самолеты? Они сажают картошку и доят коров. Они что будут указывать в переписном листе, "сельское хозяйство"?

А.Г. Волков: Или "авиационная промышленность"?

Е. Л. Сороко: Или "авиационная промышленность". Вы введете и себя и всех в заблуждение. Или у вас будет записано, что они самолеты делают. Якобы. Хотя они за 5 лет не выпустили ни одного самолета.

Затем, я не совсем понял. Предполагается на компьютерах, сканировать и вводить документы. Этим планам полностью противоречат контрольные фишки, которые пересылаются по почте. Здесь кроется источник больших ошибок и путаницы, преодоление которых потребует от Госкомстата больших затрат труда. Эти фишки также надо вводить в компьютер и однозначно потом идентифицировать. Достаточно проставить номер паспорта, год и месяц рождения, и человек будет вполне точно идентифицирован.

Л. М. Ерошина: Этот вопрос прорабатывался. Ничего, к сожалению, не получилось.

Е. Л. Сороко: Но ведь это - перегрузка почты. Это задержит разработку итогов переписи на 2-3 месяца. Разбирать пачки контрольных фишек вручную... Это - шаг назад, я считаю.

И последнее, что я хотел сказать. Не нужно забывать, что мировые и европейские тенденции таковы, что эта перепись, если она и состоится, с очень большой долей вероятности, вполне возможно, что она будет последней переписью населения на свете. Потому что в европейских странах, где есть регистры населения, хотя Европейский Союз и рекомендует проводить традиционные переписи населения, но, если эти страны из регистров населения могут получать все необходимые сведения и стабулировать их, им разрешено переписи не проводить. Я уверен, что к 2011-2012 годам развитие компьютерной технологии достигнет такого развития, что переписей больше не будет. Поэтому давайте эту последнюю перепись населения проведем как следует.

А.Г. Волков: Слово имеет Владимир Александрович Борисов.

В. А. Борисов (Московский государственный педагогический университет): Я, во-первых, хотел бы присоединиться к предложению Евгения Михайловича (Андреева) о том, чтобы провести совещание специалистов в виде рабочей группы. Я уже давно выступаю за рабочие группы (вместо стандартных, формальных совещаний). И в связи с этим хочу напомнить о Всероссийском совещании статистиков, состоявшемся в ноябре 1995 года. Я участвовал еще в совещании статистиков 1968 г., оставившего массу впечатлений и замечательный стенографический отчет. Тогда я там присутствовал "зайцем", а в 1995 году - делегатом, не помню от какой организации, наверное от НИИ семьи. Так вот, у меня такое сравнение, в моих впечатлениях. В 1995 году - это было сборище невероятных дилетантов, это был необычайно низкий уровень квалификации. Я тогда даже провел такой статистический анализ. Мне попали в руки списки участников совещания (не буду говорить - каким образом, скажу только, что почти легально), в которых указывались сведения о всех делегатах: должность, ученая степень и звание, местность, из которой делегат прибыл. Таким образом можно было определить состав участников, сколько среди них было ученых, сколько практиков, чиновников и т.д. Оказалось, что огромное большинство участников совещания составляли чиновники, зачастую ничего в методологии переписи населения не смыслившие. На совещание все это себя проявило, потому что предложения, дискуссия, доводы и контрдоводы были на очень низком профессиональном уровне.

Мне кажется, с таким обстоятельством нужно считаться. Нельзя собирать любое сборище, я не имею в виду, конечно, наше собрание, сборище всесоюзное, всероссийское, всепланетное, всемирное - людей, которые просто элементарно не образованы в этом деле. А между тем, как мне кажется, здесь еще немало вопросов, которые следует обсудить. Фактически мы сейчас видим в значительной степени новую программу, и некоторые вопросы заслуживают того, чтобы их вновь обсудить профессионально.

В частности, хочу выразить свое сожаление, что из программы переписи удалены вопросы о благоустройстве жилищ. Людмила Михайловна сказала, что эти вопросы удалены потому де, что данные о благоустройствах у нас имеются в текущем учете. Я сразу вспомнил Петра Гавриловича Подъячих, который таким же образом на Всесоюзном совещании статистиков в 1968 г. обосновывал свои возражения против включения в программу переписи населения вопроса о числе рожденных женщиной детей. Он тогда так же ссылался на то, что данные о числе рожденных женщиной детей имеются в текущем учете. Однако данные текущего учета о числе рожденных детей не дают достаточной информации о родителях этих детей, информации, которую дают переписи населения. То же повторяется теперь в отношении благоустройств жилищ. Текущий учет дает данные о благоустройствах, но не дает данных о людях, которые этими благоустройствами пользуются. Только перепись позволяет нам получить распределение людей по качеству занимаемого ими жилья. Социальную структуру населения, у которого эти благоустройства есть...

А.Г. Волков: И кто их лишен.

В. А. Борисов: И кто их лишен. Да, тогда мы будем иметь картину. А так мы будем иметь учет благоустройств в отрыве от людей, ими пользующихся. И что мы будем делать с такими данными? Это - данные для домоуправления, не более того. Социального значения такая информация, мне кажется, иметь не будет.

И последнее, вопрос о родном языке. Я уже много лет, уже не один десяток лет выступаю против учета в переписи родного языка. Потому что эта информация ни о чем не говорит. Никто не знает, что такое - родной язык. И по-моему, Людмила Михайловна здесь тоже говорила, что толком никто не знает, что такое родной язык. Оставляя информацию о родном языке на самоопределение респондента, что мы получим в итоге? Конечно мы получим язык разговорный. Ну тогда и спрашивать надо о разговорном языке. На каком языке человек разговаривает. При обсуждении программы переписи на переписной комиссии этнографы признавались, что они тоже не знают, как определить понятие родного языка. Кстати, в инструкции для переписчиков указывается, что родной язык определяется на основе самоопределения опрашиваемого, но в трудных случаях, когда опрашиваемый затрудняется в ответе на этот вопрос, предлагается в качестве родного языка записывать язык, которым опрашиваемый пользуется в своей семье, или которым лучше всего владеет и т.д. Но ведь это - разговорный язык, язык, которым пользуются. Я считаю, что наилучшей редакцией вопроса о языке была редакция при микропереписи 1994 года, когда вместо одного вопроса предлагался целый блок вопросов: каким языком респондент пользуется в семье, на работе, на улице, в детском учреждении и т.д. Вот такая информация представляется очень полезной. Тогда бы мы узнали, какими языками люди пользуются, и сколькими языками люди пользуются. А ведь немало есть в нашей стране людей, которые на улице говорят на одном языке, скажем, на русском, а переступая порог своего дома, в кругу своей семьи, пользуются другим языком, скажем, татарским.

И последнее. Я хочу немножко возразить Евгению Львовичу Сороко насчет того, что нам де предстоит провести последнюю перепись населения и скоро все страны откажутся проводить переписи населения потому, что перейдут на регистры. Вы знаете, Аркадий Александрович Исупов, наш главный переписчик до недавнего времени - он даже недавно в статье в журнале написал, что некоторые страны уже отказываются от проведения переписей населения, переходят на регистры населения (Нидерланды), что перепись умирает и т.п. Так вот, в прошлом году мне в компьютер попал ООНовский документ из Интернета с календарным списком проведенных и планируемых переписей населения в мире в двадцатилетии 1985-2005 гг. (документ датирован 30 ноября 1998 г.). И в этом документе показано, что во всех странах, названных в статье Аркадия Александровича как будто бы отказывающихся от традиционных переписей населения в пользу текущего регистра (Нидерланды, Израиль, Швеция, Великобритания), переписи либо фактически уже проведены в недавние годы, либо запланированы на ближайшие годы. Многие специалисты склоняются к мнению, что традиционная, рутинная перепись населения точнее любого регистра. И поправки вносятся не в итоги переписи на основании регистров, а в регистры на основании итогов переписи.

Кроме того, мы должны учитывать, что в регистрах учитывается население юридическое, по прописке. А мы все знаем, что юридическое население не соответствует населению фактическому. Т.е. по регистру мы получим население бумажное, которое может сильно отличаться по своим характеристикам от фактического населения. Даже и в советские времена множество людей проживали вовсе не там, где были прописаны, особенно в Москве. Тем более теперь, когда прописка отменена Конституцией. Вот вопросы, над которыми, как мне кажется, стоит еще подумать.

А.Г. Волков: Так, кто еще желает выступить? Александр Александрович Авдеев.

А. А. Авдеев (Экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова): У меня три замечания. Одно из них относится к проблеме, о которой только что говорил Владимир Александрович. Это проблема регистров населения. Это на самом деле, сущая правда, что в регистрах учитывается юридическое население. Я встречался со многими людьми, отвечающими за национальную статистику в странах, имеющих регистры. У них есть очень большие проблемы в интерпретации данных регистров населения для оценки реальной демографической ситуации и изменений в реальной структуре населения. К примеру, в Бельгии множество студентов учатся и фактически проживают, соответственно, в одном месте, а числятся проживающими (в том числе и по регистру) в другом месте. Поскольку студентов много, определение их фактического размещения в качестве жителей оказывается трудной задачей. И европейские ученые пока не находят приемлемого решения этой задачи. По этому поводу проводятся дискуссии. Поэтому нельзя сказать, что данные регистров корректируются на основе итогов переписей, или наоборот. Данные этих двух видов учета сосуществуют параллельно, сами по себе, и между собой не пересекаются.

Другое замечание, которое я хотел сделать –по поводу структуры программы переписи. Все-таки перепись придумана для того, чтобы выявлять относительно устойчивые характеристики населения и с этими характеристиками работать достаточно долгое время. Строить прогнозы, делать оценки... К таким устойчивым характеристикам относится, в частности, и демографическое поведение, которое меняется достаточно медленно. Рождаемость, смертность, брачность, в меньшей степени - миграция - это все устойчивые характеристики населения, которые позволяют работать с ними на протяжении длительного времени, не впадая в гигантские ошибки по оценке текущих процессов. Напротив, многие социальные показатели, зависящие очень сильно от экономической конъюнктуры, совершенно неустойчивы. Как правило, данные о занятости, доходах, трудовой деятельности и т.п. могут использоваться в лучшем случае в течение одного года. Так что к тому времени, результаты переписи будут сведены и обработаны, подобного рода информация будет представлять уже чисто исторический интерес. В связи с этим возникает сомнение в правомерности включения в программу такого дорогостоящего проекта, каким является перепись населения, вопросов чисто конъюнктурного характера.

Я полностью согласен с тем, что нужно провести совместное совещание демографов и представителей других научных дисциплин. Возможно, следует пригласить специалистов из Европы. У них большие проблемы в этом деле, много набито "шишек" в борьбе с общественным мнением, но есть и соответствующий опыт решения этих проблем, который может быть для нас полезным. И главное, на мой взгляд, надо решить ключевой вопрос об оптимальном балансе между демографическими, устойчивыми, и недемографическими, неустойчивыми характеристиками в программе переписи. В качестве примера я могу напомнить вам события августа прошлого года, когда разразился финансовый кризис, который поверг в шок всю страну. Если перед переписью населения повторится нечто подобное, а в условиях неустойчивой рыночной экономики такого рода кризисы – явление достаточно частое, то можно представить, какое деформирующее воздействие это может оказать на социальные характеристики населения. В особенности – на данные о безработице, о видах деятельности предприятий и т.п. А через два месяца все может сдвинуться в другом направлении. Что же делать с информацией, полученной в ходе переписи? Что же делать с этими вопросами, каждый из которых имеет свою стоимость и оттягивает на себя определенную часть бюджета переписи? Не лучше ли все-таки более подробно представить в программе переписи более устойчивую, демографическую характеристику населения? Например, включив информацию не только о годе, но о дате рождения.

И последнее замечание по поводу грамотности. Здесь, кажется, уже прозвучала верная, на мой взгляд, мысль, о том, что у нас есть данные об уровне образования, а реальная грамотность населения неизвестна. Я с этим мнением согласен и готов всецело его поддерживать. Тем более что эта проблема - не только наша, не только России, не только СНГ. Сейчас вопрос об изучении реальной грамотности самым серьезным образом ставится если не в планетарном масштабе, то, по крайней мере, в цивилизованных, экономически развитых странах. Это очень серьезная проблема. Грамотность населения сейчас понимается не так, как она понималась в начале века, т.е. как умение читать-писать. Теперь все умеют читать и писать, начиная с довольно ранних возрастов. По крайней мере, сами люди считают, что они умеют читать и писать, и потому они грамотны. Но грамотность теперь оценивается не только по умению прочитать читать и написать текст, а по тому, насколько человек способен адекватно понять прочитанный им текст. Недавно было проведено большое обследование грамотности во многих европейских странах. Результаты опубликованы, имеются на CD. Это серьезное обследование, в котором изучалось восприятие людьми прочитанных ими газетных текстов. И оказалось, что огромное множество людей, которые умеют читать и писать, не в состоянии адекватно понять прочитанное в газетах. У них существует свой тезаурус и т.д. Поэтому, вероятно, в ходе дебатов о программе нашей переписи населения следовало бы обсудить вопрос об изучении реальной грамотности.

Я полностью согласен с тем, что есть очень много явлений в нашем обществе, которые необходимо изучать статистически. И действительно, официальные системы статистического наблюдения, организуемые Госкомстатом России, и неофициальные, создающиеся многими научно-исследовательскими центрами, формируют новые массивы информации. Эти системы не всегда сочетаются между собой. И проблема заключается в том, как улучшить работу этих систем наблюдения. Включить ли те или иные вопросы в программу переписи, или провести всероссийское обследование? Или, может быть, надо организовывать массу отдельных от переписи населения обследований, сфокусированных на изучении специально выделенных проблем?

А.Г. Волков (Отделение демографии НИИ статистики Госкомстата России): Спасибо, Александр Александрович. Есть еще желающие выступить? Нет? Тогда я хотел бы тоже сказать несколько слов.

Во-первых, то, что доложила нам сегодня Людмила Михайловна, - это этап непрерывной работы, которую ведет Управление статистики населения по совершенствованию программы и методологии переписи. Я вижу результаты этой перманентной работы и считаю, что очень многое из того, о чем сегодня говорилось в докладе - это большой шаг вперед. И поэтому хочется выразить признательность нашим коллегам из Управления статистики населения. Но, все-таки, то, с чего начал дискуссию Евгений Михайлович (Андреев), меня тоже очень беспокоит. Когда-то существовал такой лозунг, тянущийся еще с переписи 1920 года: "Дело переписи - не ведомственное дело, а дело всей Республики, дело всех советских учреждений". И т.д. Потом он трансформировался в лозунг "Перепись населения - всенародное дело". Это был, хотя и лозунг, но лозунг в очень правильном направлении. Сейчас у меня создается впечатление, что, не знаю уж, почему, но подготовка переписи превращается в ведомственное дело. Или, в лучшем случае, в межведомственное дело. И научная общественность, в частности, специалисты... вот с этнографами, как я понимаю, консультации какие-то ведутся, но демографы явно от этого дела оторваны. Это очень печально. Хорошо, будет Государственная комиссия, которая будет решать организационные вопросы и принимать на себя ответственность. Но допускать чью-либо комиссию к решению методологических вопросов я считаю просто недопустимым, потому что специальные вопросы переписи должны разрабатывать и продумывать специалисты. Потому что если... я представляю себе уровень компетенции чиновников того ранга, который будут представлены в этой комиссии.... Они нам подсунут в программу переписи вопросы о религии, подсунут вопросы о доходах. Потом сраму не оберешься. Поэтому мне кажется, что пока еще есть время, программно-методологические и организационные вопросы переписи, и учет категорий населения - все это надо тщательно обсуждать с участием специалистов. Я помню благословенные времена, когда Постоянная переписная комиссия при подготовке к переписи 1970 года, ее работой руководил В. Н. Старовский, собиралась по каждому вопросу переписи, причем неоднократно. И собирались именно специалисты. И кстати, для меня это было хорошей школой, я тогда был молодым специалистом, участие в таких обсуждениях, в которых подробно со всех сторон рассматривались все тонкости методологии переписи, очень многое давало. Это было полезно и для всех участников таких обсуждений, и для дела. Поэтому мне кажется, что Госкомстат должен максимально использовать тех малочисленных специалистов, которые есть.

Второе. Я не буду говорить...у меня есть свои соображения по вопросу о родном языке, о виде деятельности, и по другим вопросам. Но я хочу сказать вот о чем. Каков критерий? Зачем мы проводим перепись? Грубо говоря, для того, чтобы получить информацию. Конечно, есть проблема в том, что потребности в информации - огромные, а возможности ее получения - ограниченные. Но все-таки критерием является - как получить нужную информацию. Информация - это цель, а каким путем ее получить - это средство достижения цели. Поэтому, Людмила Михайловна, меня очень удивило, что Вы в качестве непреодолимого препятствия демонстрируете размер переписного бланка А-4. Вот де, такова площадь переписного бланка и ничего туда больше нельзя поместить. Но, простите, если информация остро нужна, например, о тех же зарегистрированных безработных, о зарегистрированных беженцах, о мигрантах - значит надо искать другие способы как-то выйти за пределы этого бланка. Провести дополнительное выборочное обследование, разослать анкеты, привлечь обследования, проводимые другими отраслями статистики. Ведь это ужасно, как будто Управление статистики населения находится на каком-то острове. А дальше, за пределами этого острова пусть другие изучают уровень жизни, семью, только с других позиций, есть статистика труда, которая изучает занятость. И т. д. Но это получается не "дело республики", а "дело всех советских учреждений". Надо искать способы, каким образом получить нужную информацию.

И с этой точки зрения, кстати, родной язык - лишний, вопрос о родном языке возник в те времена, когда в переписи не было вопроса о национальности. И сейчас вопроса о национальности нет в переписях многих стран. Вопрос о родном языке - замена вопроса о национальности. Родной язык был главным этническим определителем, начиная с переписи 1897 года в России. И такое же положение было в других европейских странах. 99% опрошенных в качестве родного языка называют язык своей национальности. Никакой информации этот вопрос не несет. Мне кажется, что этот вопрос нужно еще тщательно обсудить.

И последнее, в отношении регистра. Я тут вполне согласен с Александром Александровичем. Регистр никогда переписи не заменит. И те, кто сейчас уповают на регистр, они просто тешатся иллюзиями. Потому что регистр - это не просто способ взять один раз всех на учет и на этом успокоиться. Регистр - это перманентный учет всех изменений в статусе каждого отдельного человека. Есть у нас сейчас условия для этого? Нет. Поэтому, создание вселенского регистра, где будет представлена и Россия со всеми ее подразделениями - это утопия, которая приведет нас к колоссальным затратам денег. Ожидать, что уже через 10 лет переписи не понадобятся - это иллюзия. Понадобятся. И дай-то бог, потому что это главный и самый надежный источник информации.

И еще. Вот прошла пробная перепись 1997 г. Но что из нее удалось узнать - никто не знает. Нигде ничего о результатах пробной переписи 1997 г. не написано и не рассказано. Людмила Михайловна в своем докладе рассказала, как проходила пробная перепись, но о результатах разработки ее итогов - ничего, как будто ее вовсе не было. А между прочим, это была уже проба. Могла бы быть опубликована хотя бы брошюра с результатами пробной переписи.

В заключение я хочу поблагодарить наших коллег из Управления статистики населения, которые пришли сегодня сюда. Я считаю, что мы на верном пути, обеспечивая, даже в стенах этого Дома, взаимодействие статистической и демографической науки и практики, и будем всячески стремиться это взаимодействие продолжать. Поэтому еще раз спасибо им и слово для заключения предоставляется Людмиле Михайловне Ерошиной.

Л. М. Ерошина: Во-первых, я хочу поблагодарить всех вас, за тот интерес, который вы проявили к моему сообщению. И поблагодарить за те предложения, которые здесь были высказаны. Во всяком случае, предложение провести совещание по обсуждению методологии предстоящей переписи я лично поддерживаю и завтра же об этом доложу своему руководству. Мне представляется, что оно заслуживает внимания.

Я не буду останавливаться на отдельных деталях, но всякое обсуждение дает пищу для размышлений и какие-то новые мысли для дальнейшей работы. Я хочу поблагодарить всех выступивших, высказавших замечания и пожелания. Я все записала. Со многими замечаниями я согласна, с какими-то - не согласна. Но - это мое личное мнение. Конечно, все, что здесь было высказано, будет нами изучено. Спасибо за внимание.

А.Г. Волков: Спасибо, Людмила Михайловна. Тут возникла одна идея. Меня очень просила Дирекция Дома ученых провести вечер, посвященный переписи населения 2002 года, в Большом зале. Я думаю, что это стоило бы сделать.

Спасибо всем! Я пользуюсь случаем и поздравляю всех с наступающим Рождеством и Новым годом, и до встречи в последнем году уходящего столетия. Всего вам хорошего!

На диктофон записал член Бюро секции,

доцент В. А. Борисов